25 лет прошло с тех пор, как произошла страшнейшая в истории человека ядерная катастрофа – взрыв на чернобыльской АЭС. Журналистов уже сейчас допускают на объект, но при строжайших мерах безопасности.
Неутешительными являются слова директра ЧАЭС Игоря Грамоткина – на «мёртвых» территориях будет безопасно только через 25 000 – это период распада ридиоактивных веществ.
Многое тогда было засекречено и правда открывается только новому поколению.
Ликвидатор Юрий Андреев, в то время начальник смены, а ныне президент "Союза Чернобыль Украины", вспоминает: "Мы после аварии ночью, в выходной день, рванули не от станции, а на работу. Кто пешком, кто на дежурном фанерном автобусе. Работали в эпицентре взрыва, в сотнях метров от разрушенного, дышащего радиацией энергоблока. Через сутки все реакторы были заглушены, станция была под контролем".
Персонал станции, оставшийся на объекте после взрыва (800 из 6000 человек) получил невообразимые дозы облучения, но в СМИ героями были пожарные и солдаты.
Андреев рассказывает, например, что народу было объявлено, что пожарные героически откачали тяжелую радиоактивную воду из-под реактора. Однако прежде чем откачивать, ее нужно было слить из прочного высокого бетонного бокса. Это значило, что, стоя по пояс в радиоактивной воде, нужно выбить находившиеся под водой люки и снять с них цепи. Это сделали работники станции - три человека: начальник смены Борис Баранов и старшие инженеры управления блоком турбин и реакторного цеха Валерий Беспалов и Алексей Ананенко.
Знавшие станцию досконально, они нашли эти люки под водой, которая после их открытия самотеком пошла в соседнее помещение - в короба вспомогательных систем реакторного оборудования. Работники показали прибывшим саперам, где прорубить дырки, потом проложили шланги. И только после этого пожарные начали откачивать воду.
Очевидцы говорят, что у их в обиходе даже не было годных для столь сильного радиационного фона дозиметров. Определяли по степени засвеченности плёнки. Годовую дозу облучения они получали за несколько часов работы.
После деактивации станции ликвидаторов начали принудительно переселять в строящийся город энергетиков Славутич. Андреев вспоминает:"Выбора не оставляли, будто мы рабы. И в 88-м случилась забастовка. Одна смена отказалась выходить на работу, другая - сдавать вахту. Только благодаря этому противостоянию получили в Киеве жилье и постоянную прописку".
Жители чернобыльской зоны также вспоминают: "2 мая 86-го нас всех выселили из Чернобыля, на дорогах выставили патрули. А что предложили? Кривую хату в соседнем районе. А как нас в мае в 86-м выгоняли из дома! Чуть ли не руки вверх милиция заставляла поднимать. Многие из переселенцев так и не смогли прижиться в бетонных домах на последних этажах. Они стали возвращаться в обход охраны в родные хаты. На них устраивали облавы, они шли в зону снова и снова".
Автор: Александр Пупкин