Аргентинский суд отменил арест активов американской Chevron в стране по делу о загрязнении джунглей Амазонки в Эквадоре.
«Эти важные новости еще раз доказывают незаконность попытки истцов Лаго Агрио (город в Эквадоре) отстаивать в суде свои ложные суждения», – заявляет представитель Chevron.
В конце октября 2012 г истцы из Эквадора обратились в аргентинский суд с просьбой содействовать в обеспечении решения эквадорского суда, согласно которому компания должна выплатить более 19 млрд долл штрафа за нанесение экологического ущерба.
Поскольку у Chevron нет активов непосредственно в Эквадоре, истцы пытаются обеспечить выплату штрафа за счет активов компании в других странах.
В ноябре 2012 г суд принял решение в пользу истцов.
Истцы утверждают, что компания Texaco, которая перешла во владение Chevron в 2001 г, во время бурения в 1970-1980 гг сбрасывала загрязненную воду в район Амазонки, а также не проводила очистку нефтяных отходов.
Chevron отрицает эти обвинения, заявляя, что провела всю необходимую очистку в рамках своей ответственности.
Напомним, в 2003 г процесс эквадорских индейцев против Chevron проходил в бедном эквадорском городе Лаго Агрио.
Дочерняя компания Chevron – Texaco Petroleum – обвинялась в том, что загрязнила промышленными отходами грунтовые воды, реки и болота в бассейне Амазонки в Эквадоре. Обвинение утверждало, что в период с 1971 г по 1992 г Texaco Petroleum, не задумываясь о последствиях, сливала отходы в эквадорские озера. В результате отравленными оказались более 600 озер, тропические леса и болота на площади более 5 тыс км2.
В состав «адской смеси», которую сливали предприятия, входят, в частности, мышьяк и канцероген бензол, которые вызвали в этом районе рост числа раковых заболеваний и детской смертности. Они также являются причиной головной боли, боли в желудке и заболеваний кожи, говорится в исковом заявлении.
«По масштабам эта экологическая катастрофа превосходит чернобыльскую», - полагает Д. Рассел. По его словам, единственный способ исправить экологическую обстановку в регионе - это сжигать миллионы тонн зараженных слоев почвы. На этот беспрецедентный по масштабам экологический проект и потребуется 5 млрд долл США.
Тогда, в 2003 г, представитель Chevron К. Гидес заявлял, что юристы его компании попросили эквадорский суд прекратить дело. По его словам, обвинение не предоставило научного обоснования того, что американская компания нанесла вред окружающей среде Эквадора или нарушила законы этой страны об охране природы.
К. Гидес напоминает, что правительство Эквадора освободило Texaco от обязательств по устранению последствий промышленного загрязнения после того, как компания в 1998 г. завершила программу по обеззараживанию местных территорий, которая стоила ей 40 млн долл США.
По словам аналитиков, риторика представителя Chevron К. Гидеса образец демагогии чистейшей воды.
Ведь стоит только сравнить цифры, для восстановления Амазонки требовалось 5 млрд долл США, и этим цифрам с гордостью противопоставлялась цифра в 125 раз меньшая - 40 млн долл США.
Адвокат организации Amazon Defense Fund, которую Chevron в рамках встречного иска обвиняет в мошенничестве, П. Фахардо заявил, что решение о разморозке активов не так важно.
«Когда вы преследуете преступника, вы должны принять меры предосторожности. Арест на активы снят, но мы собираемся добиваться главного требования с гораздо большей силой», – добавил П. Фахардо.
Аналогичное загрязнение происходит и в других странах амазонского бассейна.
Напомним, в марте 2013 г правительство Перу объявило режим чрезвычайной ситуации в отдаленном районе нефтедобычи в амазонском бассейне в связи с ухудшением экологической ситуации.
Специалисты обнаружили высокий уровень содержания свинца, бария и хрома, а также нефтяных соединений.
Министерство окружающей среды Перу ввело режим ЧС в бассейне реки Пастаса, притока Амазонки, на границе с Эквадором после многолетних жалоб местного населения, преимущественно индейцев племен кечуа и ачуар.
Ранее все правительственные меры заканчивались провалом, во многом из-за отсутствия в стране норм качества окружающей среды.
Стандарты, устанавливающие максимальный уровень загрязнения почвы, были введены лишь 25 марта 2013 г.
До принятия закона ещё в 2006 г, перуанские индейцы уже пытались бороться с проблемой загрязнения.
Тут они взяли пример с нигерийских повстанцев, начав борьбу с загрязнением окружающей среды по-своему.