Статор - неподвижная часть электрической, лопаточной и другой машины, взаимодействующая с подвижной частью - ротором.
На статоре двигателя постоянного тока расположен индуктор (обмотка возбуждения), на статоре синхронного и асинхронного двигателя - рабочая обмотка, по физическому принципу и правилу намотки статор синхронной и асинхронной машины ничем не отличается и наматываются совершенно одинаково.
Статор лопастной газовой или жидкостной машины, как и ротор, собран из лопаток и предназначен для направления потока на лопатки ротора под нужным углом, что предотвращает срыв потока с роторных лопаток и тем самым повышает КПД и устойчивость работы.
В случае поломки электродвигателя выполняется перемотка статора.
Варианты перемоток зависят от типа изоляции.
Изоляцию выбирают в зависимости от показателя максимального напряжения, температуры перемотки, типа паза и вида обмотки.
Используемый материал для обмотки – медная проволока.
Перемотка осуществляется в 1-2 слоя, в зависимости от расположения катушек в пазах.