Винто-рулевые колонки (ВРК) и системы с поворотным погруженным двигательно-движительным комплексом Азипод (Azipod), которые могут эксплуатироваться и в ледовых условиях - это относительно новые типы движительно-рулевого комплекса (ДРК) судов.
Движительно-рулевая колонка (ДРК) - это движитель судна, гребной винт которого установлен на ВРК, расположенной под его днищем и поворачивающейся вокруг своей вертикальной оси на 360 0, что позволяет ДРК заменить собой руль и рулевую машину.
Такие двигатели, к примеру, стоят на вертолетоносцах Мистраль и нефтеналивных танкерах типа Михаил Ульянов.
ДРК располагаются в кормовой оконечности.
Но паромы и ледоколы челночного типа кроме кормовых ДРК оборудуются рулями и винтами в носовой оконечности.
Поворотная ВРК - средство активного управления судном. Представляет собой гребной винт (или гребной винт - насадка), направление тяги которого может быть изменено в широких пределах за счет поворота устройства относительно вертикальной оси.
ВРК могут использоваться в качестве главных или вспомогательных движителей и обеспечивать как ходовые, так и маневренные качества судна.
Преимущества ВРК:
-
могут применяться на различных морских и речных судах: пассажирских, грузовых, ледоколах, паромах, буксирах,
-
высокая надежность, позволяют уменьшить объем машинного отделения, увеличить грузоподъемность или уменьшить габариты судна,
-
сравнительная простота обслуживания,
-
хорошая маневренность при любых скоростях хода,
-
снижение уровня шума и вибрации,
-
ВРК с винтами противоположного вращения приводит к более высоким пропульсивным качествам (до 15%).
Недостаток ВРК:
- относительно высокая стоимость.
ВРК определяют всю концепцию пропульсивной установки судна и влияют на стоимость и технологичность постройки.
В РФ производством ВРК озаботились в 2011 г., объединив усилия ЦС Звездочка, НПО Винт и Веги, дочки ОСК и создав Центр пропульсивных систем (ЦПС).
Позже к разработке электротехнической части ВРК подключился РУСЭЛПРОМ.