Самоподъемная плавучая буровая установка (СПБУ) Арктическая - СПБУ 6500/100 проекта 15402М, была сдана в эксплуатацию в апреле 2014 г.
Проектировщик - ЦКБ Коралл.
Владелец - Газпром флот.
Платформа предназначена для бурения до 12 (есть кантеливер) разведочных и эксплуатационных скважин на нефть и газ на континентальном шельфе морей на глубину до 6500 метров, при глубине моря 7 - 100 м.
Характеристики СПБУ:
- водоизмещение 16350 т
- конструкция:
3 трехгранные опоры,
жилой модуль в носовой части, с посадочной площадкой для вертолета,
буровой блок, размещенный на выдвижной консоли в кормовой части установки.
- габариты:
длина корпуса составляет 88 метров, ширина - 66 м, высота борта - 9,7 м, высота с поднятыми опорами 139 м.
- эксплуатационные:
при стоянке на опорах и клиренсе 12,5 м эксплуатация возможна при высоте волн до 18 м и скорости ветра 46 м/сек,
при затоплении любого 1 отсека верхняя палуба не опускается в воду,
буксировка СПБУ возможна при волнах 6 м и ветре 23 м/сек,
штормовой дрейф может осуществляться при волнах 12 м и ветре 32,7 м/сек, при опущенных на 31,5 м от положения по-походному опорах
Оборудование и импортозамещение.
70 % оборудования на буровой платформе российского производства, 30% - зарубежного, в тч буровой комплекс и краны.
Есть и украинское оборудование, в тч вентиляторы и тд.
На СПБУ установлены 3 дизель-генератора Коломенского завода мощностью по 2000 КВт каждый, предназначены для обеспечения деятельности буровой.
Аварийный дизель-генератор в 245 КВт автоматически включается при отключении всех основных дизель-генераторов, предназначен для обеспечения работы оборудования при покидании СПБУ экипажем.
2 стояночных дизеля по 350 КВт каждый.
2 опреснительные установки мощностью 25 т/сутки воды каждая.
Электрооборудованием на СПБУ управляет автоматизированная система управления техническими средствами (АСУ ТС), включающая пожарную сигнализация и систему газоанализа.
На СПБУ обеспечен 0-й сброс отходов в море.
Станция сточных вод немецкой HAMMAN производит 100 % -ю очистку и обеззараживание технических и фекальных вод.
Твердые частицы попадают в специальную цистерну и утилизируются на берегу.
Установка инсиниратор обеспечивает сжигание твердых отходов и ветоши.
На СПБУ есть:
- сепаратор нефтьсодержащих льяльных вод,
- цистерна сбора сточных буровых вод, цистерна сбора очищенных буровых вод, цистерна отработанного масла,
- контейнеры для выбуренной породы.
Буровое оборудование, произведенное американской «NOV», обеспечивает строительство скважин глубиной 6500 м.
Рабочее место оператора находится в пожаровзрывобезопасной кабине с климатконтролем.
Управление происходит при помощи джойстиков, информация, как у пилотов, выводится на мониторы, приборы и 5 видеокамер.
Имеется пульт противовыбросового оборудования (ПВО), которое позволяет перекрыть скважину при появлении аномально высокого внутрипластового давления.
Устье скважины оборудовано превентором, который предотвращает выброс газа при поступлении сигнала с пульта ПВО.
Центральный пост управления СПБУ совмещен с капитанским мостиком, судовым вертолетным КП и оснащен радиосвязью, навигацией и громкоговорящей связью.
Спасательные катера и плоты расположены по левому и правому бортам СПБУ.
Каждый член экипажа имеет гидрокостюм и спасательный жилет.
Численность экипажа 90 чел.
Жилой модуль включает:
1-местные и 2-местные каюты,
санитарно-гигиенические, бытовые блоки, медкабинет и прачечная,
столовую, видеоконференцзал, салон отдыха, камбуз .
История строительства.
Строительство СПБУ Арктическая было развернуто одновременно на : Звездочке и Севмаше в конце 1995 г со сроком сдачи в эксплуатацию в 1998 г.
В 1999 г из-за отсутствия денег строительство СПБУ было остановлено.
Недостроенная СПБУ даже тонула в акватории Северодвинского порта.
Тогда все средства шли на строительство МЛСП Приразломная.
В конце 2004 г был утвержден техпроект на модернизацию СПБУ и строительство потихоньку возобновилось.
Летом 2011 г СПБУ прошла ходовые испытания в Белом море.
В ноябре 2011 г в г Северодвинске Газпром и Центр судоремонта Звездочка подписали акт предъявления готовности СПБУ «Арктическая» к переходу в порт приписки, и СПБУ была доставлена на 35й СРЗ в г Мурманске на дополнительную модернизацию.
В апреле 2014 г СПБУ была доставлена на Балтийское море.