Райзерный блок транспортный (стояк) - предназначен для подключения внутрипромысловых трубопроводов и трубопроводов внешнего транспорта для осуществления стабильной транспортировки нефти и газа с морских месторождений на береговые сооружения.
Масса морского стояка составляет 70 - 90 т (1 секция морского стояка длиной 12,5 м весит 3- 4 т).
Система натяжения морского стояка создает и поддерживает растягивающее усилие, приложенное к морскому стояку, уменьшающее нагрузку на устье, а также изгиб морского стояка от собственного веса и действия подводных течений.
Райзер (морская водоотделяющая колонна, marine riser) - это труба большого диаметра (ТБД), составленную из нескольких труб Ø400-500 мм.
Предназначен для соединения морской буровой установки (МП) с подводным противовыбросовым оборудованием или блоком устьевого соединителя, установленным на устье скважины, для последующего спуска в скважину бурильной и обсадной колонн, отвода использованного бурового раствора на регенерацию и очистку и управления скважиной через манифольдные линии.
Для МП с натяжными связями применяются жесткие райзеры.
На FPSO и ППБУ - гибкие райзеры.
- эксплуатационные и буровые;
- из алюминиевых и титановых сплавов, стали и из композитных материалов.
Эксплуатационные райзеры - гибкие -используются:
- транспортировка продукции,
- нагнетание газа и воды,
- в системах капитального ремонта и управления.
Буровые райзеры - жесткие, натяжные системы с выдвижными соединениями - задают направление колонне бурильных труб и обеспечивают циркуляцию воды между буровой палубой и стволом скважины, компенсируют наклон и движение МП.