Автомобильная газонаполнительная компрессорная станция (АГНКС)
АГНКС осуществляет заправку автомобилей и других транспортных средств, двигатели которых конвертированы или изначально рассчитаны на работу на газомоторном топливе (ГМТ) - сжатом (компримированном) природном газе, и имеют соответствующую систему.Природный газ поступает на АГНКС по газопроводам.
На АГНКС давление газа повышается до 20 МПа (200 атм) и в таком виде закачивается в баллоны транспортных средств.
Первые АГНКС были построены в 1939 г. в гг. Мелитополе, Горловке, Москве в СССР.
В 1950х гг. было построено 30 мощных АГНКС, снабжавших газом около 40 тыс автомобилей.
В отличие от АЗС и АГЗС, где моторное топливо только реализуется, АГНКС являются объектами, на которых природный газ, поступающий по газопроводу, подвергается комплексной обработке.
Технологический процесс АГНКС включает: • очистку в сепараторе и фильтрах сырьевого газа от капельной жидкости и механических примесей;
• коммерческий замер газа;
• компримирование до 25 МПа с охлаждением после каждой ступени сжатия компрессорных установок;
• осушку газа от влаги в блоке осушки;
• хранение в аккумуляторах при 25 Мпа и распределение через газозаправочные колонки при давлении 20 МПа.
На начало 2000 г в России работало свыше 200 АГНКС.
Основу сети составляют станции большой производительности на 500 и 250 условных заправок в сутки.
Сеть АГНКС включает:
• стационарные АГНКС-500 (цифра означает количество заправок грузовых автомобилей в сутки). АГНКС-500 созданы на входное давление 0,4-0,6 и 0,6-1,2 МПа;
• блочно-контейнерные АГНКС-250;
• модульные блочно-контейнерные АГНКС-125, гаражные АГНКС-75;
• индивидуальные заправочные установки и др.
Автомобильная газозаправочная станция АГЗС
АГЗС - это тоже автомобильная газозаправочная станция, но с другим ГМТ - пропан-бутаном.Пропан-бутан доставляют на АГЗС автотранспортом и хранят там в горизонтальных резервуарах хранения.
Пропан-бутан - это углеводородный газ, полученный при крекинге нефтепродуктов или при добыче нефти, как попутный нефтяной газ (ПНГ).
Давление заправки АГЗС - до 16 атм, почти в 12 раз меньше, чем на АГНКС.
АГЗС СПГ
АГЗС СПГ - автомобильная газозаправочная станция, где в качестве ГМТ используют сжиженный природный газ (СПГ).Есть стационарные и мобильные АГЗС СПГ.
Доставка СПГ осуществляется автомобильными цистернами для транспортировки и заправки, цистернами-контейнерами (рабочее давление менее 7 кгс/см2)
Преимущества СПГ перед КПГ:
- хранение СПГ при более низком давлении (10 кгс/см2) обеспечивает большую взрывобезопасность в сравнении с КПГ под давлением до 250 кгс/см2);
- наличие предохранительной арматуры (2 предохранительных клапана) на емкости хранения СПГ, в отличие от баллонов с КПГ, где нет предохранительных устройств, а клапан высокого давления устанавливается в редукторе;
- дополнительная очистка при сжижении природного газа от кислых газов (примесей углекислого газа и сероводорода), что увеличивается ресурс работы двигателя и снижает количество выбросов в окружающую среду;
- в сжиженном виде хранение газа эффективнее, чем в кромпримированном. При сжижении 1 кг природного газа до состояния СПГ, его объем снижается в 575 раз (по метану), 1 кг газа - до состояния КПГ (до давления 250 кгс/см2) - лишь в 250 раз, поэтому с СПГ можно обеспечить более высокую дальность пробега автотехники.
Существуют водородные АЗС, где транспорт заправляют смесью водорода и природного газа.
Перевод различных размерностей газа:
1 тонна СПГ эквивалентна 1 380 м3 природного газа,
1 тонна СПГ ≈ 1270 л дизельного топлива (ДТ),
1 000 м3 КПГ ≈ 920 л ДТ,
Масса 1 литр ДТ ≈ 0,769 кг,
Масса 1 литр КПГ ≈ 0,144 кг,
Масса 1 литр СПГ ≈ 0,255 кг.