Парогазовая установка (ПГУ) состоит из 2-х отдельных установок: паросиловой и газотурбинной. В газотурбинной установке турбину вращают газообразные продукты сгорания природного газа, мазута и других видов топлива .
На одном валу с турбиной находится 1-й генератор, который за счет вращения ротора вырабатывает электрический ток. Проходя через газовую турбину и отдавая ей часть своей энергии, продукты сгорания - дымовые газы на выходе имеют температуру около 500 оС. С выхода из газовой турбины они попадают в паросиловую установку, в котел-утилизатор, где нагревают воду и образующийся водяной пар. Образующийся перегретый пар при давлении 100 атм используется в паровой турбине, которая приводит в действие 2-й электрогенератор.
Существуют парогазовые установки, у которых паровая и газовая турбины находятся на одном валу, в этом случае устанавливается только 1 генератор.
Парогазовые установки (ПГУ):
Преимущества:
- позволяют достичь электрического КПД в диапазоне 58 - 64 %. У паросиловых установок КПД , например, находится в диапазоне 33-45 %, для газотурбинных установок - 28-42 %;
- имеют низкая стоимость единицы установленной мощности;
- потребляют меньше воды на единицу вырабатываемой электроэнергии по сравнению с паросиловыми установками;
- более технологичны в возведении и могут быть установлены за 9-12 мес.;
- компактны в сравнении с другими типами электростанций, могут быть установлены вблизи объекта энергопотребления, что сокращает затраты на транспортировку электроэнергии
- имеют более низкую единичную мощность оборудования (160-972 МВт на 1 блок), например, в сравнении с ТЭС, которые имеют мощность блока до 1200 МВт и АЭС- 1200-1600 МВт;
- необходимо осуществлять фильтрацию воздуха, используемого для сжигания топлива:
- с одной стороны, это удорожает технологию,
- с другой - делает ПГУ более экологичными.
Парогазовые установки (ПГУ) - относительно новый тип электростанций.
Любопытно, что идею использования парогазового цикла взяли на вооружение специалисты BMW, предполагающие в перспективе использовать выхлопные газы автомобиля для работы небольшой паровой турбины. Этот проект выглядит не более экзотичным , чем использование, например, биотоплива.