Нормативным документом, определяющим термин насосный агрегат, является ГОСТ ISO 17769-1-2014 «Насосы жидкостные и установки», а также ГОСТ 17398-72 «Насосы. Термины и определения».
Насосный агрегат может быть 2х видов:
- стационарный, устанавливаемый на фундамент, в скважину или другие места,
- передвижной, смонтированный на ходовой тележке или шасси.
- электронасосные агрегаты (приводящий двигатель – электродвигатель),
- турбонасосные агрегаты (приводящий двигатель – гидро/пневмо турбина),
- дизель-насосные агрегаты (приводящий двигатель – дизель),
- мотонасосные агрегаты (приводящий двигатель – карбюраторный двигатель).
На рубеже 17 и 18 вв. усилиями Т. Севери и Т. Ньюкомен появились принципиально новые агрегаты, которые использовали давление водяного пара и атмосферного воздуха.
С начала 20 в. широкое распространение получили электроприводные агрегаты.
Насосные агрегаты, которые имеют небольшую мощность, выпускаются в виде моноблочной конструкции с корпусом, в котором некоторые узлы двигателя и насоса являются общими.
В немоноблочной конструкции насос и двигатель соединены с помощью муфты (полужесткая, фрикционная) или через передачу с постоянным или регулируемым отношением скоростей вращения валов.
Применяются ременные передачи с простыми или ступенчатыми шкивами, индукционные (электромагнитные) муфты скольжения и др.
Насосный агрегат, как правило, входит в состав насосной станции или насосной установки.