Требования к турбинному маслу определяются собственно турбинами и специфическими условиями их эксплуатации.
Масло в системах смазки и управления паровых и газовых турбин должно выполнять следующие функции:
- гидродинамической смазки всех подшипников и коробок передач;
- рассеивания тепла;
- функциональной жидкости для контуров управления и безопасности;
- предупреждения возникновения трения и износа ножек зубьев в коробках передач турбин при ударных ритмах работы турбин.
- стойкостью к старению при длительной эксплуатации;
- гидролитической стабильностью (особенно если применяются присадки);
- антикоррозийными свойствами даже в присутствии воды/пара, конденсата;
- надежным водоотделением (паров и выделением конденсированной воды);
- быстрым деаэрированием — низким вспениванием;
- хорошей фильтруемостью и высокой степенью чистоты.
Современные смазочные материалы для турбин содержат специальное парафиновое масло с хорошими вязкостно-температурными характеристиками, а также антиоксиданты и ингибиторы коррозии.
Если турбины с зубчатыми коробками передач нуждаются в высокой степени несущей способности (например: ступень отказа при испытании на шестереночном стенде FZG не ниже 8 DIN 51 354-2, то в масло вводят противозадирные присадки.
В настоящее время турбинное базовое масло получают исключительно экстракцией и гидрированием.
Такие операции, как очистка и последующая гидроочистка под высоким давлением, в значительной степени определяют и влияют на такие характеристики, как окислительная стабильность, водоотделение, деаэрация и ценообразование.
Это особенно справедливо в отношении водоотделения и деаэрации, так как эти свойства не могут быть существенно улучшены с помощью присадок.
Турбинное масло, как правило, получают из специальных парафиновых фракций базовых масел.
В турбинное масло для улучшения окислительной стабильности вводят фенольные антиоксиданты в сочетании с аминными антиоксидантами.
Для улучшения антикоррозийных свойств применяют неэмульгируемые антикоррозийные агенты и пассиваторы цветных металлов.
Загрязнения водой или водяным паром не оказывают вредного влияния, так как эти вещества остаются во взвешенном состоянии.
При применении стандартного турбинного масла в турбинах с зубчатой коробкой передач в масла вводят небольшие концентрации термически стойких и стойких к окислению противозадирных/противоизносных присадок с длительным сроком службы (фосфорорганические и/или сернистые соединения).
Кроме того, в турбинном масле применяют не содержащие силиконов антипенные и депрессорные присадки.
Следует обратить пристальное внимание на полное исключение силиконов в антипенной присадке.
Кроме того, эти присадки не должны отрицательно влиять на деаэрационные характеристики (очень чувствительные) масла.
Присадки не должны содержать золы (например, цинка).
Чистота турбинного масла в резервуарах в соответствии с ISO 4406 должна быть в пределах 15/12.
Необходимо полностью исключить контакты турбинного масла и различных контуров, проводов, кабелей, изоляционных материалов, содержащих силиконы (строго соблюдать при производстве и применении).