Для устройства зимника:
- снег уплотняют и разгребают грейдерами,
- на реках намораживают ледовые переправы,
- не допускаются крутые спуски и подъемы, делаются выемки в возвышающихся холмах, а низины засыпаются землей, или же участки с резкими перепадами высот обходятся стороной,
- для преодоления скольжения автомобилей на ледяных склонах, возле дороги должны заготавливаться и обозначаться кучи крупнозернистого (сухого) песка или мелкого щебня.
Зимники широко распространены:
- в Сибири и районах Крайнего Севера,
- в болотистых регионах,
- в районах, где отсутствуют мосты через многочисленные ручьи и реки,
- в др. труднодоступных условиях.
По зимникам в период закрытия навигации доставляют продукты питания, топливо, строительные материалы и другие грузы.
После каждого снегопада на зимники выходит большое количество дорожной техники, например, трактора К-700, которые тащат за собой специальные волокуши для расчистки или трамбовки снега.
Для удобства работы техники, а также для транспорта, передвигающегося по нерасчищенному зимнику, дорога маркируется специальными вешками со светоотражающими лентами, благодаря которым даже заметенная дорога легко читается, а полноприводная техника может передвигаться без угрозы сбиться с пути.
Классификация
Автомобильные зимники классифицируются по нескольким категориям:
- по расположению на местности:
- сухопутные,
- по тундре,
- по лесотундре,
- по тайге,
- по горам,
- ледовые (по льду замерзших водоемов),
- ледяные переправы (через водотоки на сухопутных автозимниках и автомобильных дорогах постоянного действия),
- вдоль русел рек;
- по продолжительности использования сезона:
- обычные (устраиваемые только в период отрицательных температур),
- с продленным сроком эксплуатации (возможен проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года);
- по продолжительности эксплуатации:
- регулярные (возобновляются ежегодно по одной и той же трассе);
- временные (используются в течение одного или двух зимних сезонов);
- разового пользования (для однократного пропуска колонн автомобилей).
Согласно утвержденным нормам, зимники должны иметь 2 полосы с шириной не менее 3 м каждая.
В местах со сложными условиями рельефа допускается 1 полоса движения шириной 4,5 м, при этом устраиваются разъезды длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м.
На зимниках с большой интенсивностью движения, прокладываемых по льду крупных рек, озер и морей, между полосами движения устраивается нерасчищаемая от снега разделительная полоса.
Максимальная скорость движения ограничена 70 км/ч.