Нефтебаза может быть распределительной или перевалочной, а также перевалочно-распределительной.
Структура нефтяного терминала включает:
- резервуары, расположенные на земле и/или под землей,
- платформу для приема/отгрузки хранящихся продуктов:
- на транспорт (ж/д вагоны - цистерны, автоцистерны, нефтеналивные танкеры и пр.),
- в нефтепровод.
Стены резервуара образуются рядом колец, склепанных из листового железа; нижнее кольцо соединяется с днищем с помощью угольника.
Верхнее кольцо оканчивается также угольником, который служит опорой для стропил крыши.
Это, так называемые «резервуары Шухова».
Резервуары Шухова отличаются простотой и экономичностью конструкций и монтажа.
В.Шухов стандартизировал основные типоразмеры резервуаров, благодаря чему в России по его чертежам только до 1917 года было построено более 20 тысяч резервуаров-нефтехранилищ. Современные цилиндрические резервуары-нефтехранилища и сейчас строятся по основным принципам, разработанным В. Шуховым.
Все цилиндрические вертикальные стальные резервуары, как технические сооружения, состоят из конструктивных частей, соединенных в единое целое на сварке, а также комплекта оборудования и комплектующих конструкций.
Эти конструкции в совокупности предназначаются для обеспечения надежности, удобных и безопасных условий эксплуатации резервуаров.
Конкретный их перечень зависит от вида и физико-химических свойств хранимого продукта, района сооружения и эксплуатации, генерального конструктивного решения резервуара и других факторов.
С учетом всего этого установлены комплекты оборудования и комплектующих конструкций для следующих групп резервуаров:
- со стационарной крышей без понтона - для нефти и светлых нефтепродуктов;
- со стационарной крышей без понтона - для темных нефтепродуктов;
- со стационарной крышей с понтоном - для нефти и светлых нефтепродуктов;
- с плавающей крышей - для нефти;
- со стационарной крышей в северном исполнении - для нефти и нефтепродуктов.
- предназначенные для сокращения потерь нефти и нефтепродуктов от испарения и регулирования давления в газовоздушном пространстве: дыхательная и предохранительная арматура, диски-отражатели, газоуравнительная система трубопроводов (ГУС), газовая обвязка (ГО) (плавающие крыши и понтоны резервуаров не включены в эту группу ввиду того, что они относятся к конструктивным элементам резервуара, а также к ограждающим конструкциям;
- для осуществления сливоналивных операций: приемораздаточные патрубки (ПРП), приемораздаточные устройства (ПРУ) с различными приводами, хлопуши на ПРП и механизмы управления ими, подъемная труба с механизмом управления, фильтры и муфты сливные, клапаны приемные, узлы рециркуляции паров продукта, плавучие заборные устройства и всасывающие установки, подогреватели продукта в резервуаре и др.;
- используемые при техническом обслуживании и ремонте резервуаров: люки-лазы в стенке, световой, монтажный люки, патрубок монтажный на крыше, сифонный кран, водосливной кран, лестницы, площадки переходные и смотровые;
- для проведения очистных операций: винтовые мешалки с электроприводом, стационарная разводка труб с размывающими соплами, придонный очистной люк в стенке, патрубок зачистной, зумпфы;
- оборудование и приборы для контроля качества и количества продукта в резервуаре: местные и дистанционные измерители уровня, сигнализаторы максимального и аварийного уровней, а также минимального оперативного уровня, люк замерный на крыше, дистанционные и местные пробоотборники и др.
Нефтяные терминалы выполняют ряд сопутствующих функций по обслуживанию судов: прием с судов балластных вод; прием и обезвреживание парогазовых смесей из нефтяных танков судов; бункеровку на суда топлива для энергосиловых установок; погрузку пресной воды для хозяйственно-бытовых нужд и др.
В зависимости от установленных в портах режимов обслуживания судов нефтяные терминалы могут предоставлять дополнительные услуги судовладельцам по проводке, швартовке и отшвартовке судов, приему с судов твердых бытовых отходов и хозяйственных фекальных стоков.