Пользователи могут получить доступ к облачным службам с помощью всего лишь компьютера, операционной системы и подключения к Интернету или виртуальной частной сети (VPN)
В широком смысле к облачным сервисам можно отнести все услуги, доступ к которым предоставляется через интернет, в интерфейсе браузера либо при помощи устанавливаемой клиентской программы:
- электронная почта,
- социальные сети,
- услуги хостинга,
- конструкторы сайтов,
- онлайн-офисы,
- интернет-бухгалтерия,
- системы удаленного менеджмента клиентов,
- инфраструктурные решения для управления бизнесом.
- «Инфраструктура как услуга» – IaaS (Infrastructure as a Service) – предполагает высокую степень виртуализации аппаратных ресурсов и предоставление клиентам виртуальных машин по требованию. Основными характеристикам, которыми в данном случае оперирует заказчик, являются количество и тактовая частота виртуальных процессорных ядер, объем оперативной памяти и дискового пространства. Стоимость сервиса зависит от показателей требуемой вычислительной мощности и продолжительности пользования облачными ресурсами. Отдельно может взиматься плата за дополнительные дисковые ресурсы и вспомогательные сервисы. Количество ИТ-ресурсов может наращиваться или сокращаться в любой момент по требованию клиента;
- «Платформа как услуга» – PaaS (Platform as a Service) – подразумевает, что вместе с виртуальными вычислительными ресурсами заказчик получает также программную среду, включающую операционную систему, ПО промежуточного уровня (middleware), инструменты для разработки и тестирования ПО (Frameworks), а также систему управления базами данных (СУБД);
- «Программное обеспечение как услуга» – SaaS (Software as a Service) – обеспечивает пользование конкретным программным продуктом (CRM-системой, офисными приложениями, бухгалтерским сервисом и т.д.) по модели «как услуга». При этом сам программный продукт развернут на физических мощностях оператора и не требует локальной установки у пользователя. В свою очередь, клиент не имеет доступа к вычислительной или системной инфраструктуре и оплачивает только время пользования программным обеспечением или стоимость лицензии.
Их перечень постоянно расширяется по мере появления новых типов сервисов.
Например, существует даже термин EaaS (Everything as a Service) или XaaS – «Все как сервис».
Облака - это ИТ-среды, которые абстрагируют, объединяют и совместно используют масштабируемые ресурсы в сети.
Облака позволяют выполнять облачные вычисления, то есть выполнение рабочих нагрузок в облачной среде.
Облака - это тип PaaS, поскольку кто-то, кроме пользователя, предоставляет базовую инфраструктуру, на которой предоставляется веб-платформа.
Как и все другие ИТ-решения, облачные сервисы зависят от оборудования и программного обеспечения.
В отличие от традиционных аппаратных и программных решений, пользователям не требуется ничего, кроме компьютера, сетевого подключения и операционной системы для доступа к облачным сервисам.
Облачная инфраструктура
Предоставляя пользователям облачную инфраструктуру, поставщики облачных услуг отделяют вычислительные возможности от аппаратных компонентов:- Вычислительная мощность центральных процессоров (CPUs),
- Активная память из микросхем оперативной памяти (RAM),
- Обработка графики от графических процессоров (GPU),
- Доступность хранилища данных из центров обработки данных или жестких дисков
После разделения компоненты хранения, вычислений и сети предоставляются пользователям через Интернет в качестве инфраструктуры или IaaS.
Этот вид облачных сервисов привел к появлению облачных хранилищ, в которых большие данные хранятся как часть Интернета вещей (IOT).
Облачные платформы
Поставщики облачных услуг могут использовать свои аппаратные ресурсы для создания облачных платформ, которые представляют собой онлайн-среды, в которых пользователи могут разрабатывать код или запускать приложения.
Создание облачной платформы требует большего, чем просто абстрагирование возможностей компьютера от его аппаратных компонентов - например, при предоставлении облачной инфраструктуры.
Для предоставления облачной платформы требуются дополнительные уровни разработки для включения таких технологий:
- контейнеризация - использование контейнерных платформ для упаковки приложений,
- оркестровка - планирование или согласование комплексной автоматизации,
- элементы интерфейса прикладного программирования (API),
- маршрутизация, безопасность, управление и автоматизация,
- дизайн пользовательского интерфейса (UX).
Если инфраструктурные компоненты, поддерживающие PaaS, хорошо масштабируемы и доступны для совместного использования, это можно рассматривать как облако.
Преимущества облачного сервиса
- Возможность масштабирования:
- поставщик облачных услуг предоставляет всю необходимую инфраструктуру и программное обеспечение,
- компании не нужно вкладывать средства в собственные ресурсы или выделять дополнительный ИТ-персонал для управления услугой,
- это упрощает масштабирование решения для бизнеса по мере изменения потребностей пользователей;
- Сниженные затраты:
- многие облачные сервисы предоставляются по ежемесячной или годовой подписке, что избавляет от необходимости оплачивать локальные лицензии на ПО,
- это позволяет компаниям получать доступ к ПО, хранилищам и другим сервисам без необходимости инвестировать в базовую инфраструктуру или выполнять обслуживание и обновления.
- Повышенная гибкость:
- возможность приобретать услуги по запросу и по мере необходимости,
- когда отпадет необходимость в конкретном приложении или платформе, компания может просто отменить подписку или закрыть службу.
Перспективы рынка облачных сервисов
Объем глобального рынка облачных сервисов в 2020 г. был оценен в 371,4 млрд долл США.К 2025 г. аналитики прогнозируют более чем двукратный рост – до 832,2 млрд долл США при среднегодовом темпе роста 17,5 %.
Доступность облачных сервисов продолжает расширяться, их приложения в корпоративном мире также будут расти.
Независимо от того, решит ли компания расширить существующие локальные ПО или полностью перейти в облако, эти услуги будут продолжать упрощать доставку критически важных приложений и данных.