USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.11

+1.03

Природный газ 3.412

+0.22

, Обновлено 18 августа 08:16
32078

Беспилотный надводный аппарат

БНА могут принести много пользы для исследований в области океанографии, гидрографии и мониторинга окружающей среды, но в последнее время на 1 место вышло их военное применение

Беспилотный надводный аппарат

Беспилотный надводный аппарат (БНА) - это лодка или корабль, который работает на поверхности воды без экипажа.
Синонимы БНА:
  • беспилотное надводное транспортное средство,
  • беспилотное надводное судно,
  • надводное судно без экипажа,
  • беспилотный катер,
  • безэкипажный катер,
  • беспилотный корабль,
  • морской беспилотник,
  • uncrewed surface vessel (USV).
Уровни автономности:
  • дистанционное управление, в тч. с сопровождающих судов;
  • частичная автономность;
  • полностью автономные надводные аппараты (АНА).
В 2020 г. впервые подготовлены Принципы и свод правил поведения в отрасли БНА в Великобритании 2020 (V4) Рабочей группой по регулированию морских автономных систем Великобритании (MASRWG) и опубликованы Maritime UK через Общество морской промышленности.
В 2021 г. впервые SEA-KIT International получила сертификат беспилотных морских систем (UMS) от Регистра Ллойда за свой 12-метровый БНА класса X.

BNA 21.jpg

Применение:
  • коммерческое судоходство;
  • мониторинг окружающей среды и климата;
  • картирование морского дна;
  • пассажирские перевозки;
  • переправы;
  • роботизированные исследования;
  • осмотр состояния мостов и другой инфраструктуры;
  • военно - морские операции.

Океанография, гидрография и мониторинг окружающей среды

Преимущества БНА:
  • более маневренны, чем пришвартованные или дрейфующие метеорологические буи;
  • намного дешевле, чем аналогичные метеорологические и научно - исследовательские суда (НИС);
  • низкие эксплуатационные расходы;
  • пространственно-временная эффективность;
  • снижение риска для людей;
  • точность и доступ к мелководью;
Обычно работают на возобновляемых источниках энергии (ВИЭ):
Срок службы БНА на ВИЭ измеряется месяцами.

БНА на фоссильном топливе:
  • использование небольшого БНА параллельно с традиционными НИС позволяет:
    • в 2 раза увеличить охват исследования,
    • сократить время нахождения на месте.
Парусный дрон - это тип БНА, который используется в океанах для сбора данных.
Парусные дроны:
  • питаются от ветра и солнца;
  • несут набор научных датчиков и навигационных инструментов;
  • могут следовать набору дистанционно заданных путевых точек;
  • назначение:
    • исследование морской экосистемы,
    • рыболовство;
    • исследование погоды.

Военное применение

Назначение:
  • поиск мин;
  • наблюдение и разведка;
  • ударные операции;
  • контроль зоны запрета.
Боевое применение БНА стремительно развивается в период СВО РФ на Украине:
  • октябрь 2022 г. - первое использование БНА в морском сражении - атака БНА ВСУ по Севастопольской ВМБ ЧФ РФ;
    • ущерб был невелик, но цель достигнута,
    • корабли ЧФ РФ существенно снизили активность, практически запертые в Севастополе;
  • август 2023 г. - БДК Оленегорский горняк получил удар БНА ВСУ неподалеку от ВМБ Новороссийск:
    • корабль остался на плаву, но получил сильный крен на левый борт,
    • буксирами доставлен в порт;
  • август 2023 г. - каботажный нефтеналивной танкер Сиг - получил пробоину в правом борту от БНА ВСУ:
    • жертв и разрушений нет,
    • остался на плаву,
    • атака имела сильный политический эффект.

Перспективы развития БНА

Двигателем развития БНА являются ВМС.
Потребности ВМС:
  • создание модульных систем как средство обеспечения возможностей:
    • многоцелевое использование,
    • модульная структура позволяет быстро внедрять новые технологии без дорогостоящих модификаций базовой платформы.
  • малогабаритные БНА для выполнения неударных функций:
    • большинство БНА - меньше 14 м,
    • имеют низкую радиолокационную, инфракрасную, акустическую и магнитную сигнатуры,
    • растущее распространение стелс-технологий позволяет сделать БНА менее обнаруживаемыми;
  • неударные функции БНА:
    • обследование, разведка, наблюдение и рекогносцировка,
    • противоминные меры;
  • материнский корабль в качестве базы для БНА:
    • в США концепция реализована на кораблях LCS, Zumwalt, Spearheadclass EPF),
    • в России - это Фрегаты проекта 22350 типа Адмирал Горшков,
    • в Японии - 30FFM,
    • Сингапуре - Littoral Mission Vessels;
  • технологии морского роя:
    • сетевые БНА более эффективны для решения практически всех задач:
      • наблюдения, сбора данных, ложных целей, защиты важных объектов и портов,
      • траления мин,
      • обнаружения подводных лодок,
      • ограничения действий крупных кораблей,
      • нейтрализации или уничтожения вражеских активов;
  • технологические задачи:
    • оптимизация источника питания:
      • различаются по размеру и конструктивному назначению,
      • могут работать на дизельном топливе, бензине, гибридном электричестве, аккумуляторах и ВИЭ,
      • дизельные или бензиновые двигатели предпочтительнее аккумуляторных из-за их более высокой мгновенной выходной мощности для обеспечения более высокой максимальной скорости,
    • полезная нагрузка:
      • устройства связи для координации между участниками операции и предоставления дистанционно собранных данных.
      • камера и оптические датчики - позволяют пользователю провести быструю оценку окружающей среды и избежать столкновения,
      • гидролокаторы, включая однолучевые, многолучевые гидролокаторы, гидролокаторы бокового обзора и гидролокаторы с синтезированной апертурой, являются основными датчиками для подводного наблюдения и имеют решающее значение для противолодочной борьбы и геодезических операций,
      • радары используются для навигации, обнаружения и опознавания целей, а также для целей целеуказания,
    • возможность переоборудования для БНА:
      • это позволяет автономно управлять любым морским пилотируемым транспортным средством, превращая его в БНА, чтобы уберечь людей от опасной среды и выполнять миссии с минимальными затратами,
      • включает станцию ​​управления транспортным средством, связь и бортовые системы,
      • комплекты для переоборудования могут предложить индивидуальные решения для удовлетворения требований клиента,
    • технология предотвращения столкновений:
      • обеспечивают безопасную навигацию, когда БНА используются в зоне с интенсивным морским движением, и обеспечивают автономную навигацию в ограниченных районах,
      • используются различные типы датчиков, такие как датчики зрения, гидролокатор, световое обнаружение и определение дальности (LIDAR), инфракрасный, радар, чтобы избегать препятствий и безопасно перемещаться,
      • чтобы компенсировать недостатки одного приложения для измерения, эти датчики можно использовать по отдельности или в сочетании,
    • микропроцессоры:
      • служат центрами управления БНА, предоставляя платформу для ПО управления и связи, которое интегрируется с датчиками предотвращения столкновений, камерами высокого разрешения и другими датчиками,
      • достижения в разработке микросхем (создание микросхем меньшего размера с более высокой производительностью и меньшей стоимостью) помогает снизить стоимость производства БНА,
    • искусственный интеллект (ИИ):
      • растет спрос на все более сложный анализ данных,
      • использование ИИ позволит эффективно обрабатывать поступающие данные датчиков и принимать решения для БНА,
      • ИИ обеспечивает непрерывное обучение БНА, что позволяет использовать сложные функции, такие как автономная навигация, распознавание и предотвращение препятствий.
Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»




Произвольные записи из технической библиотеки
4 февраля 2022, 13:19
45736
17 февраля 2021, 00:30
18866