USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.27

+1.19

Природный газ 3.392

+0.2

35282

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз Севморпуть

Еще в советское время АЛК Севморпуть имел двойное назначение: гражданское и военное.

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз Севморпуть

Источник: Атомфлот

Атомный лихтеровоз-контейнеровоз (АЛК) Севморпуть - единственное в России ледокольно-транспортное судно с ядерной энергетической установкой.
Судно успели построить за 3 года до развала СССР.
Факты об АЛК Севморпуть:
- построен на Керченском судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» им Б. Бутомы и введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 г;
- построен в соответствии с Решением Минморфлота и Минсудпрома СССР № С-13/01360 от 30 мая 1978 г.;
- категория ледовых подкреплений - УЛА (Регистра СССР, ныне ледовые категории расширены до ледового класса морских судов);
- способен идти по льдам толщиной до 1 м, особая форма носовых обводов, наклоненные борта и оригинальные - ложкообразные, кормовые обводы позволяют не ломать, резать лед;
- предназначен для неограниченного плавания на всех широтах, от антарктических катабатических до северных арктических широт;
- построен и эксплуатируется с учетом выполнения правил, конвенций и норм, в тч:
  • международного Кодекса безопасности ядерных торговых судов, разработанного Международной морской организацией (IMO);
  • Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
  • Норм радиационной безопасности;
  • Правил ядерной безопасности;
  • Основных санитарных правил.

Лихтеровоз бодро перевозил грузы на линиях: - Одесса - Вьетнам - Владивосток; - Владивосток КНДР; - Мурманск - Дудинка - Мурманск (1992-2006 гг).

К 2007 г реакторная установка на АЛК Севморпуть выработала назначенный ресурс более 100 тыс часов, но Ростехнадзор, проверив ядерную установку, твердо заключил, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».

Из-за отсутствия востребованности и высокотарифных грузов АЛК Севморпуть весной 2007 г. был переведен в режим отстоя, а энергоустановка - в режим длительного хранения с возможностью последующего использования.
В 2007 г Мурманское морское пароходство - оператор АЛК, сообщило о планах переоборудования его в буровое судно для нефтегаза России, но в 2008 г. передало АЛК Севморпуть на баланс ФГУП Атомфлот Росатома.
В 2012 г. судьба атомного лихтеровоза могла сложиться трагически.
Росатом тогда решил вывести ядерную установку атомохода в режим окончательного останова.

таким запомнился НИС Космонавт Юрий Гагарин

Это значит, что АЛК Севморпуть мог повторить судьбу научно-исследовательское судна (НИС), флагмана судов Службы космических исследований СССР «Космонавт Юрий Гагарин».

НИС «Космонавт Юрий Гагарин» воплотил в себе новейшие в 1970х гг. достижения советской науки и техники, и с НИС «Космонавт Владислав Волков», «Космонавт Георгий Добровольский», «Космонавт Павел Беляев», «Космонавт Виктор Пацаев» могли самостоятельно выполнять задачи обеспечением полетов космических аппаратов, пилотируемых космических кораблей и орбитальных станций.
За 20 лет эксплуатации НИС выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане дотошно управляя полетами искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.
После развала СССР НИС перешло в ведение Минобороны Украины, приписано к порту Одесса, но по назначению не использовалось.
В 1996 г. НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было продано на металлолом по цене 170 долл США/т и утилизировано.

АЛК Севморпуть счастливо избежал такого конца.
Для любознательных напомним, что еще в советское время АЛК Севморпуть имел двойное назначение: гражданское и военное.
Гражданское предназначение заключается транспортировке грузов:
- 74 лихтеров типа ЛЭШ г/п 300 т каждый в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой судовым лихтерным краном;
- или 1328 морских 20-футовых контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна с погрузкой -выгрузкой контейнеров - береговыми средствами, но частично - контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них:
- загруженных лихтеров массой 450 тонн каждый, установленных в 2 яруса по высоте,
- или 20 и 40 футовых контейнеров - в 3 яруса по высоте с максимально допустимой массой контейнера 20,3 и 30,5 т, соответственно.
Лихтер - это грузовое несамоходное безэкипажное 1-трюмное морское судно типа баржи с водонепроницаемым люковым закрытием.

Военное предназначение гражданского атомохода заключалось в следующем: - доставка различных военных грузов, в тч на необорудованное побережье или ледовый припай; - транспортировать лихтеры или самоходные транспортные и десантные средства, катера и другую военную технику.

Казалось, что судьба очередного советского мастодонта решена - утилизация.
Но сделать это Росатом не успел.
Летом 2012 г. проявился интерес к российской Арктике.
Учитывая рост транспортной активности на Северном морском пути (СМП) и гигантский нефтегазовый потенциал российской Арктики возникла необходимость не только в доставке гражданских грузов, но и развитии военной инфраструктуры, или военных баз, если по-простому.
В. Путин тогда подписал ФЗ о создании федерального казенного учреждения «Администрация Северного морского пути» и введении нового определения акватории СМП, а в 2018 г. ФЗ, дающий полномочия по развитию СМП именно Росатому.

Минобороны РФ тем временем, запланировало модернизацию военной базы на острове Котельный, строительство новых баз в районе архипелагов Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, и вдоль СМП.

Теоретически, АЛК «Севморпуть» мог пригодиться и эффективно решать эти и другие задачи:
- Северного завоза,
- участвовать в освоении нефтегазовых участков недр на арктическом шельфа;
- участвовать в разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле;
- обеспечивать развертывание присутствия российских военных в Арктике,
- восстанавливать инфраструктуру аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.

И хотя летом 2013 г. энергоустановку успели полностью остановить, как сказали бы эскулапы - наступила клиническая смерть корабля, но как в рождественской сказке, в декабре 2013 г. Росатом срочно прекратил подготовку к утилизации, и у лихтеровоза началась 2я жизнь:
- на ОАО «82 судоремонтный завод» восстановили и покрасили корпус судна;
- ресурс ядерной установки продлили;
- заменили и модернизировали оборудование судна.
Ходовые испытания завершились в ноябре 2015 г., когда АЛК вернулся в г. Мурманск.
Ориентировочный срок эксплуатации 10 лет, то есть до 2025 г.

Кстати, в 2015 г. после отказа французов от поставки в Россию вертолетоносцев типа Мистраль, проявилось новое важное качество АЛК Севморпуть - после небольшой модернизации гражданский атомоход может быть переоборудован в десантный корабль, который может доставить военспецов с военной техникой не только в Арктику, но и любую точку мира.

Только представьте, какая грозная сила - 76 лихтеров с морпехами под прикрытием ТАВКР Петр Великий и авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов! Безопасность страны - это важно! Кстати, энергетическая безопасность - тоже превыше всего.

Во всяком случае, FSRU Маршал Василевский подтверждает это.

А в мае 2016 г. после ремонта АЛК Севморпуть вышел на гражданские морские линии.
Нельзя сказать, что появились высокотарифные грузы, но это сейчас и не важно.
1м после ремонта рейсом в мае 2016 г. лихтеровоз доставил из г. Мурманска на остров Котельный стройматериалы и продукты питания, а в начале октября 2016 г. - бетонные плиты и генеральный груз на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.

Генеральный груз - это любой упакованный штучный груз, перевозимый на морских судах.

Любопытно, что в 2018 г. в рамках исполнения госконтракта с Минобороны РФ по Северному завозу Оборонлогистика осуществила доставку груза на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова) уже без АЛК Севморпуть.

На 2019 - 2020 г.Оборонлогистика, которая имеет собственный флот, определена единственным исполнителем осуществляемых Минобороны закупок работ и услуг, связанных с доставкой войск и грузов в Арктическую зону и Дальневосточный регион.

Есть мнение, что в 2019 г. АЛК Севморпуть будет не менее 2 раз использован для перевозки рыбной продукции по СМП. До 15 апреля 2019 г. предполагается получить ясность по этому предложению.

Основные характеристики АЛК Севморпуть

Тип судна - 1-винтовой, 1-палубный атомоход.
Наличие избыточного надводного борта делает величину запаса плавучести больше минимально допустимой.
Есть бак, носовое расположение жилой надстройки, промежуточное расположение машинного отделения и реакторного отсека, наклонный форштевень ледокольного типа, крейсерская корма, срезанная в надводной части по форме транца.
Без помощи ледоколов может идти по ровному льду толщиной до 1 м. со скоростью около 2 узлов.
Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в тч 6 грузовых трюмов.
Габариты: 260 м*32 м*18,3 м.
Осадка - 10,65 м.
Водоизмещение - 61880 т.
Дедвейт судна при спецификационной осадке -26480 т.
Габариты грузовых люков в свету: 20,6*19,05.
Скорость хода - 20,8 узлов
Энергетическая установка:
  • Главный турбозубчатый агрегат мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
  • Атомная паропроизводящая установка - производительность 215 т/час пара при давлении 40 атм и температуре 290оС.
  • Вспомогательная установка:
    • 3 турбогенераторов по 1700 кВт
    • 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
    • 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
  • Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т/час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.

Подъемные краны:

  • Кран КОНЕ г/п 500 т.

Высота подъема- 27 м.

2 контейнерные приставки г/п по 38,0 т и 2 вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40-футовых морских контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.

  • 2 крана г/п 16 т.

  • 2 крана г/п 3,2 тонны.

Новости СМИ2




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»




Произвольные записи из технической библиотеки
29 июня 2014, 16:36
21040

Обновлено 31 декабря 2023, 10:37

23 ноября 2021, 12:12
56892

Обновлено 3 ноября 2024, 10:34

Обновлено 18 июля 2023, 08:23