Судно успели построить за 3 года до развала СССР.
Факты об АЛК Севморпуть:
- построен на Керченском судостроительном заводе (ССЗ) «Залив» им Б. Бутомы и введен в эксплуатацию 31 декабря 1988 г;
- построен в соответствии с Решением Минморфлота и Минсудпрома СССР № С-13/01360 от 30 мая 1978 г.;
- категория ледовых подкреплений - УЛА (Регистра СССР, ныне ледовые категории расширены до ледового класса морских судов);
- способен идти по льдам толщиной до 1 м, особая форма носовых обводов, наклоненные борта и оригинальные - ложкообразные, кормовые обводы позволяют не ломать, резать лед;
- предназначен для неограниченного плавания на всех широтах, от антарктических катабатических до северных арктических широт;
- построен и эксплуатируется с учетом выполнения правил, конвенций и норм, в тч:
- международного Кодекса безопасности ядерных торговых судов, разработанного Международной морской организацией (IMO);
- Международной конвенции о безопасности торговых судов на ядерном топливе;
- Норм радиационной безопасности;
- Правил ядерной безопасности;
- Основных санитарных правил.
Лихтеровоз бодро перевозил грузы на линиях: - Одесса - Вьетнам - Владивосток; - Владивосток КНДР; - Мурманск - Дудинка - Мурманск (1992-2006 гг).
К 2007 г реакторная установка на АЛК Севморпуть выработала назначенный ресурс более 100 тыс часов, но Ростехнадзор, проверив ядерную установку, твердо заключил, что «ядерная и радиационная безопасность обеспечивается и соответствует установленным требованиям».
Из-за отсутствия востребованности и высокотарифных грузов АЛК Севморпуть весной 2007 г. был переведен в режим отстоя, а энергоустановка - в режим длительного хранения с возможностью последующего использования.В 2007 г Мурманское морское пароходство - оператор АЛК, сообщило о планах переоборудования его в буровое судно для нефтегаза России, но в 2008 г. передало АЛК Севморпуть на баланс ФГУП Атомфлот Росатома.
В 2012 г. судьба атомного лихтеровоза могла сложиться трагически.
Росатом тогда решил вывести ядерную установку атомохода в режим окончательного останова.
Это значит, что АЛК Севморпуть мог повторить судьбу научно-исследовательское судна (НИС), флагмана судов Службы космических исследований СССР «Космонавт Юрий Гагарин».
За 20 лет эксплуатации НИС выполнило 20 экспедиционных рейсов в Атлантическом океане дотошно управляя полетами искусственных спутников Земли, пилотируемых космических кораблей и автоматических межпланетных станций.
После развала СССР НИС перешло в ведение Минобороны Украины, приписано к порту Одесса, но по назначению не использовалось.
В 1996 г. НИС «Космонавт Юрий Гагарин» было продано на металлолом по цене 170 долл США/т и утилизировано.
Для любознательных напомним, что еще в советское время АЛК Севморпуть имел двойное назначение: гражданское и военное.
Гражданское предназначение заключается транспортировке грузов:
- 74 лихтеров типа ЛЭШ г/п 300 т каждый в трюмах, в специально оборудованных ячейках и на верхней палубе с погрузкой и выгрузкой судовым лихтерным краном;
- или 1328 морских 20-футовых контейнеров международного стандарта ИСО в трюмах и на верхней палубе без специального переоборудования судна с погрузкой -выгрузкой контейнеров - береговыми средствами, но частично - контейнерными приставками лихтерного крана.
Всего судно может взять на борт 74 лихтера грузоподъемностью по 300 т или 1328 двадцатифутовых контейнеров.
Прочность люковых закрытий позволяет перевозку на них:
- загруженных лихтеров массой 450 тонн каждый, установленных в 2 яруса по высоте,
- или 20 и 40 футовых контейнеров - в 3 яруса по высоте с максимально допустимой массой контейнера 20,3 и 30,5 т, соответственно.
Лихтер - это грузовое несамоходное безэкипажное 1-трюмное морское судно типа баржи с водонепроницаемым люковым закрытием.
Военное предназначение гражданского атомохода заключалось в следующем: - доставка различных военных грузов, в тч на необорудованное побережье или ледовый припай; - транспортировать лихтеры или самоходные транспортные и десантные средства, катера и другую военную технику.
Но сделать это Росатом не успел.
Летом 2012 г. проявился интерес к российской Арктике.
Учитывая рост транспортной активности на Северном морском пути (СМП) и гигантский нефтегазовый потенциал российской Арктики возникла необходимость не только в доставке гражданских грузов, но и развитии военной инфраструктуры, или военных баз, если по-простому.
Минобороны РФ тем временем, запланировало модернизацию военной базы на острове Котельный, строительство новых баз в районе архипелагов Земли Франца-Иосифа и Новой Земли, и вдоль СМП.
- Северного завоза,
- участвовать в освоении нефтегазовых участков недр на арктическом шельфа;
- участвовать в разработке Павловского месторождения свинцово-цинковых руд на Новой Земле;
- обеспечивать развертывание присутствия российских военных в Арктике,
- восстанавливать инфраструктуру аэродромов и портов Новосибирских островов, Земли Франца Иосифа и других районов крайнего Севера.
- на ОАО «82 судоремонтный завод» восстановили и покрасили корпус судна;
- ресурс ядерной установки продлили;
- заменили и модернизировали оборудование судна.
Ходовые испытания завершились в ноябре 2015 г., когда АЛК вернулся в г. Мурманск.
Ориентировочный срок эксплуатации 10 лет, то есть до 2025 г.
Кстати, в 2015 г. после отказа французов от поставки в Россию вертолетоносцев типа Мистраль, проявилось новое важное качество АЛК Севморпуть - после небольшой модернизации гражданский атомоход может быть переоборудован в десантный корабль, который может доставить военспецов с военной техникой не только в Арктику, но и любую точку мира.
Только представьте, какая грозная сила - 76 лихтеров с морпехами под прикрытием ТАВКР Петр Великий и авианесущего крейсера Адмирал Кузнецов! Безопасность страны - это важно! Кстати, энергетическая безопасность - тоже превыше всего.
Во всяком случае, FSRU Маршал Василевский подтверждает это.
А в мае 2016 г. после ремонта АЛК Севморпуть вышел на гражданские морские линии.
Нельзя сказать, что появились высокотарифные грузы, но это сейчас и не важно.
1м после ремонта рейсом в мае 2016 г. лихтеровоз доставил из г. Мурманска на остров Котельный стройматериалы и продукты питания, а в начале октября 2016 г. - бетонные плиты и генеральный груз на о. Земля Александры архипелага Земля Франца-Иосифа.
Генеральный груз - это любой упакованный штучный груз, перевозимый на морских судах.
Любопытно, что в 2018 г. в рамках исполнения госконтракта с Минобороны РФ по Северному завозу Оборонлогистика осуществила доставку груза на остров Котельный (архипелаг Новосибирские острова) уже без АЛК Севморпуть.
На 2019 - 2020 г.Оборонлогистика, которая имеет собственный флот, определена единственным исполнителем осуществляемых Минобороны закупок работ и услуг, связанных с доставкой войск и грузов в Арктическую зону и Дальневосточный регион.
Есть мнение, что в 2019 г. АЛК Севморпуть будет не менее 2 раз использован для перевозки рыбной продукции по СМП. До 15 апреля 2019 г. предполагается получить ясность по этому предложению.
Основные характеристики АЛК Севморпуть
Тип судна - 1-винтовой, 1-палубный атомоход.Наличие избыточного надводного борта делает величину запаса плавучести больше минимально допустимой.
Есть бак, носовое расположение жилой надстройки, промежуточное расположение машинного отделения и реакторного отсека, наклонный форштевень ледокольного типа, крейсерская корма, срезанная в надводной части по форме транца.
Без помощи ледоколов может идти по ровному льду толщиной до 1 м. со скоростью около 2 узлов.
Корпус разделен 11 поперечными водонепроницаемыми переборками на 12 отсеков, в тч 6 грузовых трюмов.
Габариты: 260 м*32 м*18,3 м.
Осадка - 10,65 м.
Водоизмещение - 61880 т.
Дедвейт судна при спецификационной осадке -26480 т.
Габариты грузовых люков в свету: 20,6*19,05.
Скорость хода - 20,8 узлов
Энергетическая установка:
- Главный турбозубчатый агрегат мощностью 29420 кВт и при частоте вращения гребного вала 115 об/мин, работающего на гребной винт регулируемого шага.
- Атомная паропроизводящая установка - производительность 215 т/час пара при давлении 40 атм и температуре 290оС.
- Вспомогательная установка:
- 3 турбогенераторов по 1700 кВт
- 2 резервных дизель-генераторов по 600 кВт
- 2 аварийных дизель-генераторов по 200 кВт.
- Котел аварийного хода (в случае выхода из строя АППУ) паропроизводительностью 50 т/час при давлении 25 кг/см2 и температуре пара 360оС, работающий на дизельном топливе.
Подъемные краны:
- Кран КОНЕ г/п 500 т.
Высота подъема- 27 м.
2 контейнерные приставки г/п по 38,0 т и 2 вспомогательных крана по 3,0 т. Приставки предназначены для погрузки и разгрузки ограниченных партий 20 и 40-футовых морских контейнеров в портах, не оборудованных береговыми контейнерными кранами.
-
2 крана г/п 16 т.
-
2 крана г/п 3,2 тонны.