USD 73.1904

-0.42

EUR 86.8624

-0.05

BRENT 74.61

-0.32

AИ-92 45.73

+0.01

AИ-95 49.61

+0.01

AИ-98 56.42

+0.01

ДТ 49.76

0

2761

Рента ресурсная природная

Главная особенность - ограниченность в связи с ограниченностью природных ресурсов.

Рента ресурсная природная

Доходы, поступающие из сырьевых отраслей промышленности, делятся на 2 категории:
  • доходы от деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых
  • природную ренту - дополнительный доход, полученный от использования ограниченных природных ресурсов. 
Природная рента - это сырьевой доход, главная особенность которого - ограниченность в связи с ограниченностью природных ресурсов.
Для стран, обладающих большими запасами невоспроизводимых ресурсов, еще в 1977 г. разработаны рекомендации по долгосрочной стабилизации потребления (правило Хартвика) и расходов бюджета.
В соответствии с принципом постоянного дохода рекомендуется тратить фиксированную величину нефтегазовых доходов бюджета, количественно равную доходу от инвестирования суммы, в которую оценивается природное богатство страны, например, России.
Оценка размеров нефтегазовой ренты в России по К. Гэдди и Б. Икесу в период 1970 - 2005 гг:
  • размеры ренты достигли пика (свыше 40% ВВП) в 1981 г;
  • состоянию на 2005 г. размеры нефтегазовой ренты оценивались примерно в 190 млрд долл США (25% ВВП), на основании мировых цен;
При учете фактических цен реализации, н/г рента может быть существенно ниже (на 40% и ниже).
Скрытая природная рента - часть ренты, которая в результате действий властей не включается в цену реализации углеводородов и не увеличивает доходы ни государства, ни компаний, ведущих добычу нефти и газа.
По закону находящиеся в недрах полезные ископаемые принадлежат государству.
Природная рента в нефтегазе изымается за счет 2 налоговых инструментов:
Прогрессивная шкала экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с максимальной ставкой 65%) и привязке ставки НДПИ на нефть к мировым ценам на нее, уровень изъятия природной ренты в нефтяном секторе последовательно рос, достигнув 81% в среднем в 2006–2009 гг.
По газу ставка экспортных пошлин составляет лишь 30%, а ставка НДПИ фиксирована в рублях и не менялась в 2005 - 2010 гг.
Доля природной ренты по газу, уходящая в 2001–2009 гг. оставалась низкой, находясь на уровне около 38%.
Причем экономических причин в столь большой разнице в налогообложении по нефти и газу не было.
Суммарные рентные доходы бюджета в результате увеличения доли изымаемой в нефтедобыче ренты и повышения цен на углеводороды к 2008 г:
  • выросли в долларовом выражении в 40 раз.
  • отношение рентных доходов бюджета к ВВП выросло с 2,3% в 1999 г. до примерно 11% в 2008 г;
  • удельный вес в суммарных доходах бюджетной системы увеличился с 7% в 1999 г. до 26% в среднем за 2005–2009 гг. 
В структуре доходов федерального бюджета роль рентных доходов еще больше: до 44% в среднем за 2005–2009 гг. 

Скрытая рента

Скрытая рента:
  • не входит в стоимость продукции;
  • возникает вследствие практики субсидирования производства и потребления  энергии.
Субсидии - это меры, стимулирующие за счет изменения цен, снижения налогов, предоставления специальных трансфертов и т. д.) производство или
потребление энергии. 
Скрытая рента снижает эффективность экономики, поэтому активно критикуется.
Еще в 2009 г. в американском г. Питтсбурге на саммите G20 было решено ликвидировать в среднесрочной
перспективе неэффективные энергетические субсидии, создающие условия для нерационального потребления энергии.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), суммарный мировой объем субсидий для потребителей фоссильных ресурсов в 2008 г. 
оценивался в 557 млрд долл СШа. Их отмена к 2020 г. могла сократить мировой спрос на энергию на 5,8% и уменьшить связанные со сжиганием топлива выбросы СО2 на 6,9%. 







Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»