- доходы от деятельности, связанной с добычей полезных ископаемых;
- природную ренту - дополнительный доход, полученный от использования ограниченных природных ресурсов.
Для стран, обладающих большими запасами невоспроизводимых ресурсов, еще в 1977 г. разработаны рекомендации по долгосрочной стабилизации потребления (правило Хартвика) и расходов бюджета.
В соответствии с принципом постоянного дохода рекомендуется тратить фиксированную величину нефтегазовых доходов бюджета, количественно равную доходу от инвестирования суммы, в которую оценивается природное богатство страны, например, России.
Оценка размеров нефтегазовой ренты в России по К. Гэдди и Б. Икесу в период 1970 - 2005 гг:
- размеры ренты достигли пика (свыше 40% ВВП) в 1981 г;
- состоянию на 2005 г. размеры нефтегазовой ренты оценивались примерно в 190 млрд долл США (25% ВВП), на основании мировых цен;
Скрытая природная рента - часть ренты, которая в результате действий властей не включается в цену реализации углеводородов и не увеличивает доходы ни государства, ни компаний, ведущих добычу нефти и газа.
По закону находящиеся в недрах полезные ископаемые принадлежат государству.
Природная рента в нефтегазе изымается за счет 2 налоговых инструментов:
Прогрессивная шкала экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты (с максимальной ставкой 65%) и привязке ставки НДПИ на нефть к мировым ценам на нее, уровень изъятия природной ренты в нефтяном секторе последовательно рос, достигнув 81% в среднем в 2006–2009 гг.
По газу ставка экспортных пошлин составляет лишь 30%, а ставка НДПИ фиксирована в рублях и не менялась в 2005 - 2010 гг.
Доля природной ренты по газу, уходящая в 2001–2009 гг. оставалась низкой, находясь на уровне около 38%.
Причем экономических причин в столь большой разнице в налогообложении по нефти и газу не было.
Суммарные рентные доходы бюджета в результате увеличения доли изымаемой в нефтедобыче ренты и повышения цен на углеводороды к 2008 г:
- выросли в долларовом выражении в 40 раз.
- отношение рентных доходов бюджета к ВВП выросло с 2,3% в 1999 г. до примерно 11% в 2008 г;
- удельный вес в суммарных доходах бюджетной системы увеличился с 7% в 1999 г. до 26% в среднем за 2005–2009 гг.
Скрытая рента
Скрытая рента:- не входит в стоимость продукции;
- возникает вследствие практики субсидирования производства и потребления энергии.
потребление энергии.
Скрытая рента снижает эффективность экономики, поэтому активно критикуется.
Еще в 2009 г. в американском г. Питтсбурге на саммите G20 было решено ликвидировать в среднесрочной
перспективе неэффективные энергетические субсидии, создающие условия для нерационального потребления энергии.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), суммарный мировой объем субсидий для потребителей фоссильных ресурсов в 2008 г.
оценивался в 557 млрд долл СШа. Их отмена к 2020 г. могла сократить мировой спрос на энергию на 5,8% и уменьшить связанные со сжиганием топлива выбросы СО2 на 6,9%.