Это:
- направление, которое принимает государственное управление в странах, где все дела сосредоточены в руках органов центральной правительственной власти, действующих по предписанию (начальства) и через предписание (подчиненным);
- форма общей организации, характеризующаяся преобладанием правил и процедур, которые безлично применяются специализированными агентами.
Историческое значение термина относится к группе невыборных государственных чиновников.
Бюрократия в правительстве возникла во время подъема экономики для проведения безопасных и обезличенных юридических сделок.
Это сильно помогло крупным финансовым компаниям, благодаря уникальной способности их бюрократов справляться со сложными требованиями капитализма.
В настоящее время понимается как административная система, используемая компаниями и государственными структурами.
Также под бюрократией подразумевают класс лиц, резко выделенный из остального общества и состоящий из этих представителей центральной правительственной власти.
Существует 3 вида бюрократии:
- классическая - общие управленческие задачи выполняются на основе следования общепринятым правилам;
- профессиональная - структура, которая использует индивидуумов со специальными зданиями для узкоспециализированной работы;
- адхократия - представляет собой временное объединения специалистов для решения конкретных задач.
Бюрократия окружает нас повсюду.
В идеальной бюрократии деятельность основана на рациональных и понятых правилах, на которые никогда не влияют межличностные отношения или политика.
На практике бюрократии не удается достичь идеала.
С самого начала своего появления бюрократия носила отчетливо негативный оттенок.
Этакая невидимая и вредная сила, разрушающая самые благородные взгляды и ослабляющая действие прогрессивных реформ.
Формализм бюрократии нередко приводит к монополизации власти в интересах самих бюрократов.
Характеристики бюрократии по М. Веберу:
- иерархическая цепочка команд:
- высший бюрократ имеет конечный контроль,
- власть течет сверху вниз;
- четкое разделение труда, при котором каждый бюрократ выполняет специализированную работу;
- четко прописанные, устоявшиеся формальные правила, которым следуют все сотрудники организации;
- четко определенный набор целей, к которым стремятся все люди в организации;
- найм и продвижение по службе на основе заслуг;
- не предоставлять работу друзьям или членам семьи, если они не обладают наилучшей квалификацией;
- производительность труда, которая оценивается по продуктивности или по тому, сколько работы выполняет бюрократ.