Применительно к нефтяным продуктам
Дистиллятами называются неочищенные фракции, получаемые при перегонке нефти, например неочищенный бензин, керосин, масло.На каждой стадии разделения нефти легкая фракция (дистиллят) является целевым продуктом, а тяжелая (остаток) - подвергается дальнейшей переработке (вторичной перегонке, пиролизу, каталитическому крекингу, реформингу и др.).
Дистиллят легкий представляет собой прямогонную фракцию, состоящую в основном из смеси предельных углеводородов С3-С8.
ТУ 0272-016-00149452-2002
Легкие дистилляты перерабатывают в более жестких условиях (глубокий крекинг): давление - 50-70 ат, температура - 550-560 оС. Целью переработки легких фракций является получение бензинов с повышенными октановыми числами. Легкие дистилляты (бензины) содержат более низкомолекулярные непредельные и сернистые соединения (меркаптаны, сульфиды) и легче подвергаются гидроочистке.
Дистилляты применяются в качестве сырья для процессов пиролиза, нефтехимии, а также для процессов компаундирования при производстве моторного топлива.
В зависимости от состава нефти различают топливный, топливно-масляный и др. варианты первичной перегонки нефти.
В первом случае из нефти могут быть выделены фракции или дистилляты - бензиновый (температура начала кипения 180 °С), керосиновый (120-240 °С), дизельный (180-350 °С), газойлевый (330-360 °С) и мазут с температурой кипения выше 360 °С, который служит сырьем для выделения масляных фракций.
При топливно-масляном варианте первичной перегонки нефти (при нормальном давлении) получают топливные дистилляты и мазут; последний подвергают вакуумной перегонке с получением масляных дистиллятов и гудрона, который в свою очередь подвергается вакуумной перегонке (в смеси с мазутом) с получением масляного дистиллята и тяжёлого нефтяного остатка (ТНО) для производства битума.
Хранение осуществляется по ГОСТ 1510 в резервуарах низкого давления.
Транспортировка осуществляется по ГОСТ 1510 в железнодорожных цистернах, изготовленных из стали марки СТ-3 (СТ-3СП, СТ-20), в соответствии с правилами перевозок опасных грузов по железным дорогам или в автоцистернах аналогично бензину прямогонному (в резервуарах низкого давления).
Применительно к жидким радиоактивным отходам (ЖРО)
Технология:
- испарение ЖРО в дистилляторах - испарителях;
- затем, конденсацией пара в охладителях - конденсаторах.
Снижение перехода вещества из кипящей воды в пар с уменьшением давления пара может не учитываться.
Содержание примесей в воде, обрабатываемой методом дистилляции на АЭС, велико, поэтому основное значение при дистилляции имеет капельный унос.
Скорость витания капли:
- тем выше, чем больше ее размер;
- тем меньше, чем больше давление ( выпарные аппараты работают при давлении около 0,5 МПа).
При этом пар барботирует через слой дистиллята (слой флегмы), оставляя в этом слое большую часть активных примесей.
Для более высокой степени очистки используют 2 -ступенчатую промывку пара флегмой.
Объем вторичных ЖРО, требующих захоронения, после дистилляции минимален.
Однако при дистилляции:
- радионуклиды йода и радиоактивные пары благородных металлов улетучиваются вместе с паром;
- ЖРО, содержащих поверхностно-активные вещества, очищаются плохо вследствие вспенивания и попадания высокоактивной пены в дистиллят.







