Нефтяные масла - это жидкие смеси высококипящих (высокомолекулярных) углеводородов (температура кипения составляет 300-600 оС), главным образом алкилнафтеновых и алкилароматических, получаемые переработкой нефти.
По способу выделения из нефти нефтяные масла делятся на:
-
дистиллятные, получаемые при вакуумной перегонке мазута;
-
остаточные, получаемые из остатка перегонки мазута - гудрона;
-
компаундированные, получаемые смешиванием дистиллятных и остаточных компонентов.
По способу очистки нефтяные масла бывают:
-
неочищенные,
-
кислотно-щелочной очистки,
-
кислотно-контактной очистки,
-
селективной очистки,
-
адсорбционной очистки,
-
гидрокрекинга.
По области применения нефтяные масла разделяются на:
-
смазочные,
-
специальные (например, масла, которые служат электроизоляционной средой в трансформаторах, конденсаторах, кабелях, масляных выключателях и т. д.).
Они подразделяются на 6 групп по области применения:
- индустриальные (для смазывания подшипников и пар трения металлообрабатывающих станков и промышленного оборудования),
- турбинные (для смазывания и охлаждения подшипников паровых и газовых турбин, турбокомпрессоров и генераторов электрического тока),
- компрессорные (для воздушных и холодильных компрессоров),
- приборные,
- трансмиссионные (для смазки трубчатых передач в коробках передач, ведущих мостах, механизмах рулевого управления, а также в гидравлических приводах машин и механизмов),
- моторные (для карбюраторных, дизельных и авиационных двигателей).
Нефтяное базовое масло
Нефтяное базовое масло - основа большинства товарных смазочных масел, оно должно обеспечивать необходимые эксплуатационные свойства и удовлетворять требованиям к качеству.
Иногда эти требования противоречат друг другу, например, получение высокого индекса вязкости и низкой температуры застывания масла, что технологически сложно.
Комплекс требований, предъявляемый к современным смазочным маслам, способствует распространению производства товарного масла на синтетической или синтетическо-нефтяной основе, так как синтетическое масло имеет некоторые преимущества по сравнению с нефтяными (хотя имеют и ряд недостатков).
Выбор базового масла - основы при производстве товарного масла - определяется как требуемыми функциональными показателями масла, так и экономическими показателями его производства и применения.
Нефтяное базовое масло является основным по применяемости базовым маслом.
Присадки в масло обеспечивают достижение необходимых эксплуатационных свойств базового масла.
Функции масла разнообразны и зависят от области применения.
Нередко смазочная функция не является не только единственной, но даже не основной, как например, трансформаторное или кабельное масло.
Основные функции, выполняемые крупными группами масел:
-
обеспечение чистоты и минимального износа узлов смазывания изделия в процессе эксплуатации;
-
обеспечение эксплуатации изделия в широком диапазоне температур;
-
предотвращение коррозии и загрязнения поверхностей трения деталей в процессе эксплуатации;
-
отвод теплоты от узлов трения, удаление из зоны трения продуктов трения и износов.
При этом масло должно быть стабильно в процессе эксплуатации (иметь высокую антиокислительную и механическую стабильность), иметь хорошую совместимость с материалами уплотнения (эластомерами), невысокую склонность к пенообразованию и низкую гигроскопичность.
Нет единых требований к качеству базового масла, пригодных для производства всей номенклатуры масел.
Базовое масло классифицируют:
-
по физико-химическим свойствам (вязкость, иногда температура застывания);
-
по сырьевой природе, определяющей их химическую структуру (масла парафинового и нафтенового основания);
-
по способу производства - базовые масла делят на дистиллятные (вырабатываемые из вакуумных дистиллятов), остаточные (вырабатываемые из гудрона) и компаундированные (смесь дистиллятных и остаточных).
Основой классификации базовых масел в большинстве спецификаций является их вязкость.
В маркировке базовых масел кроме уровня вязкости может указываться их сырьевая природа (парафиновые, нафтеновые), способ производства (селективной очистки, гидрированные).
Вязкость масел в различных странах определяют различными способами и при различных температурах.
Современные базовые масла должны отличаться хорошим цветом, высокой температурой вспышки, низкой испаряемостью, высоким индексом вязкости, хорошей приемистостью к присадкам, стабильностью при хранении.
Показатели качества
Вязкость - один из основных показателей качества.
Он определяет надежность гидродинамического (жидкостного) трения, то есть режима смазки.
По уровню вязкости масла можно условно разделить на маловязкие (3-4 мм2/сек при 100оС), средневязкие (4-6 мм2/сек при 100оС) и вязкие (8-9 мм2/сек при 100оС и выше).
Чем выше индекс вязкости (ИВ), тем более пологой является вязкостно-температурная кривая масла в области плюсовых температур.
ИВ характеризует качество (глубину) очистки масла - чем выше ИВ, тем лучше очищено масло.
Его значение зависит от углеводородной природы сырья для производства масел.
Из нефти нафтенового основания производство базовых масел с высокими ИВ сложно, тем не менее эти масла пригодны для выработки товарных масел определенного ассортимента.
По ИВ масло делится на:
-
низкоиндексные (ИВ не выше 80),
-
среднеиндексные (ИВ равно 80-90),
-
высокоиндексные (ИВ равно 90-95 и выше).
В качестве компонентов базовых масел современного уровня качества используют базовые масла со сверхвысоким ИВ (выше 100), представляющие собой продукты глубокой гидрокаталитической переработки нефтяного сырья.
Учитывая важность и высокую информативность ИВ как показателя, Американский нефтяной институт (API) рекомендует классифицировать базовые масла по 3 показателям:
-
индекс вязкости,
-
доля нафтено-парафиновых углеводородов,
-
содержание серы.
Температура застывания - показатель, характеризующий низкотемпературные свойства масла, то есть возможность его эксплуатации при отрицательных температурах.
Большинство базовых масел имеют температуры застывания в интервале 0оС - -15оС, но есть группа низкозастывающих масел с температурой застывания ниже -30оС.
В основном это маловязкие базовые масла, являющиеся основами трансформаторных, авиационных, некоторых гидравлических, а также зимних моторных и трансмиссионных масел.
Температура вспышки масел характеризует наличие в масле легкокипящих фракций и связана с таким важным для производства моторных масел показателем, как испаряемость.
Цвет масел является товарным показателем и, как и ИВ, характеризует глубину и качество их очистки.
Коксуемость - характеристика остаточных масел (в дистиллятных - коксуемость весьма незначительна), достаточно четко характеризующая качество масел с точки зрения нагаро- и лакообразования в процессе эксплуатации товарного (моторного) масла на этой основе.
Значение коксуемости зависит от глубины и качества процессов деасфальтизации и селективной очистки при производстве масла.
Химические свойства
Физико-химические показатели, характеризуя качество базового масла, являются косвенными. В основном качество базовых масел и эксплуатационные показатели товарных масел зависят от химического и фракционного состава.
Эксплуатационные свойства товарного масла зависят от состава базового масла.
От углеводородного (химического) состава базового масла зависят:
-
вязкость - определяет толщину смазывающей пленки, то есть надежность смазывания; текучесть и прокачиваемость при низких температурах; сохранения необходимой для надежного смазывания вязкости при высоких температурах; потери энергии; износ;
-
стабильность к окислению - определяет сохранение первоначальных физико-химических и эксплуатационных свойств масла, включая его минимальную коррозионную активность в процессе эксплуатации;
-
поверхностная активность - определяет вспениваемость и эмульгируемость масла; в определенной степени влияет на коррозионную активность масла;
-
растворяющая способность - определяет способность базового масла растворять композицию присадок; в определенной степени влияет на моющие (детергентно-диспергирующие) свойства масла.
От фракционного состава базового масла зависит испаряемость, характеризующая расход масла и степень его загущения в процессе эксплуатации, ведущего к образованию отложений.
По химическому составу нефтяные масла представляют собой смесь углеводородов молекулярной массой 300-750, содержащих в составе молекул 20-60 атомов углерода.
Базовые масла состоят из групп изопарафиновых, нафтено-парафиновых, нафтено-ароматических и ароматических углеводородов различной степени цикличности, а также гетероорганических соединений, содержащих кислород, серу и азот.
Гетероорганические соединения (в особенности кислородные соединения) являются основой смол, содержащихся в базовом масле.
Химический состав базовых масел и структура входящих в их состав углеводородов определяются как природой перерабатываемого сырья, так и технологией его переработки.
Условно все входящие в состав масляной фракции группы углеводородов можно разделить на желательные и нежелательные.
Желательными компонентами являются: изопарафины, нафтено-парафиновые, моно- и бициклические ароматические углеводороды с длинными боковыми цепями.
Содержание этих групп углеводородов в масле обеспечивает оптимальное сочетание эксплуатационных свойств и хорошую стабильность в процессе эксплуатации.
Нежелательные компоненты: твердые парафины, полициклические арены, смолистые и асфальто-смолистые соединения.
По фракционному составу масла представляют собой высококипящие продукты, вырабатываемые из нефтяных фракций, выкипающих при температуре выше 300оС.
Основной объем масел вырабатывают с применением экстракционных процессов разделения сырья (дистиллятов и гудрона):
-
селективной очистки растворителем (фенолом, фурфуролом, N-метилпирролидоном),
-
деасфальтизации гудронов пропаном и сольвентной депарафинизации рафинатов селективной очистки в кетонсодержащем растворителе (последний процесс представляет собой одну из разновидностей процесса экстракции - экстрактивную кристаллизацию).
Постоянно снижается производство масел с использованием процесса сернокислотной очистки, что обусловлено снижением добычи пригодной для этого процесса нефти, образованием больших количеств экологически вредных трудно утилизируемых отходов (кислый гудрон) и в большинстве случаев недостаточно высоким для современных требований качеством получаемых масел.
В относительно небольших количествах вырабатываются масла с использованием процессов гидрокрекинга и гидрокаталитической депарафинизации, хотя гидрокаталитические процессы и перспективны в производстве масел и их ожидает дальнейшее развитие.