Они выпускаются с наружными диаметрами 172, 195 и 240 мм и применяются при бурении скважин шарошечными и безопорными долотами различных типов и серий диаметрами 190,5... 393,7 мм, обеспечивающими технологически требуемый зазор между корпусом турбобура и стенками скважин в конкретных геолого-технических условиях месторождений.
Турбобуры типа Т12МЗ рисунок) изготавливаютсяв односекционном бесшпиндельном исполнении - в турбинной секции размещается 104... 106 ступеней турбины в зависимости от диаметра турбобура.
Каждая ступень турбины состоит из ротора и статора, имеющих у разных типов турбин различное число лопаток соответствующей осевой высоты.
На валу турбобура установлены роторы и вращающиеся детали радиальных опор и резинометаллической пяты. Эти детали на валу зажимаются роторной гайкой. Для предохранения роторной гайки от самоотвинчивания предусмотрен колпак с внутренним конусом, закрепляемый контргайкой.
В корпусе турбобура установлены невращающиеся детали: статоры, резинометаллические средние опоры и подпятники, которые закрепляются ниппелем. Корпус турбобура присоединяется к бурильной колонне с помощью переводника.
Вал турбобура имеет радиальные опоры, воспринимающие поперечные нагрузки, и осевые опоры, воспринимающие осевые нагрузки, действующие на вал в процессе бурения.
К нижней части вала через предохранительный переводник присоединяется долото, и имеются окна для прохода бурового раствора к долоту.
Основные конструктивные параметры односекционных турбобуров типа Т12МЗ и их энергетические характеристики при различных расходах бурового раствора плотностью 1000 кг/м3 (на воде) приведены в табл. 101.
(/library/details.shtml?z=2014897979&id=2608&par=)
К этому же типу забойных двигателей относятся турбобуры типа Т12РТ, предназначенные для комплектации роторно-турбинных и реактивно-турбинных буров (РТБ), с помощью которых осуществляется бурение верхних интервалов глубоких скважин и шахтных стволов диаметрами 640...5000 мм.
Турбобур Т12РТ-240 в отличие от базового турбобура Т12МЗБ-240 имеет на наружной поверхности корпуса напрессованное упорное кольцо для передачи осевой нагрузки на долото, создаваемой с помощью грузов-утяжелителей агрегатов РТБ, а резинометаллическая пята содержит 12 ступеней турбин вместо 18.
Типы присоединительных резьб на переводниках корпуса и вала турбобура позволяют осуществлять его монтаж с долотом соответствующего диаметра в конкретных конструкциях агрегатов РТБ.
Изготовитель: Кунгурский машиностроительный завод
617400 г. Кунгур Пермской обл., ул. Просвещения, 11
тел. 3-26-85 телетайп 634419 Кунгур ГРАНИТ