Ледостойкая самодвижущая платформа Северный полюс проекта 00903 - это специализированное научно-исследовательское судно (НИС), типа самоходной баржи.
Технические характеристики и главные размерения ЛСП СП:
- длина - 83,3 м, ширина - 22,5 м, высота борта - 11,4 м;
- дедвейт - 3450 т, водоизмещение - более 10 тыс. т;
- скорость - 10 узлов;
- мощность энергетической установки - 4200 кВт;
- автономность по запасам продовольствия/топлива - 365/750 суток;
- ледовый класс - Arc8;
- экипаж/научный персонал - 14/34 чел;
- вертолетная площадка,
- судовые лаборатории на борту;
- мобильный полевой лагерь для размещения на льдинах.
Назначение:
- обеспечение задач:
- ВМФ,
- полетов авиации,
- гражданского судоходства,
- выпуска прогнозов погоды и др.;
- изучение бассейна Северного ледовитого океана вместо дрейфующих на льдинах научных обсерваторий типа «Северный полюс», не зависящее от изменений климатических условий;
- проведение геологических, ионосферных, аэрологических и иных исследований;
- изучение морского льда, атмосферы и экологии Арктической зоны РФ, в том числе для обеспечения задач.
- здесь Северный морской путь (СевМорПуть) с растущим грузопотоком;
- здесь разведаны гигантские запасы полезных ископаемых, в том числе нефти и газа;
- новые технологии делают более экономически эффективными использование СМП и добычу углеводородов в регионе.
Необходимость строительства:
- для продолжения исследований на фоне таяния льда в Арктике;
- ученым все сложнее найти достаточно стабильную льдину для организации долговременной дрейфующей станции.
Преимущества ЛСП СП перед дрейфующими на льдинах научными обсерваториями типа «Северный полюс»:
- возможность проводить исследования с применением мощных лебедок и тяжелой техники, использовать которые на льдине невозможно;
- для использования преимуществ дрейфующих станций на расстоянии до 0,5 км от ЛСП будут создаваться временные лагеря для исследования льда и морских течений.
Преимущества ЛСП СП перед вмороженным ледоколом:
- экономичный двигатель;
- мощные лебедки для зондирования океана;
- обогреваемое отверстие в днище.
Проект строительства ЛСП Северный полюс реализован в рамках 2 этапа госпрограммы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны РФ».
Проектировщик - КБ Вымпел.
Судостроитель - ССЗ Адмиралтейские верфи (дочка ОСК).
Хронология реализации проекта:
- июль 2016 г. - Адмиралтейские верфи на сайте госзакупок размещали запрос №31603942687 на Выполнение работ по разработке ТЭО и ТЗ на проектирование и постройку НИС и ЛСП;
- 2017 г. - 54% опрошенных читателей Neftegaz.RU положительно оценили идею строительства ЛСП;
- 2018 г. - власти РФ анонсировали планы выделить 7 млрд рублей на строительство ЛСП;
- 2018 г. - Росгидромет и Адмиралтейские верфи подписали договор на строительство ЛСП;
- апрель 2019 г. - закладка ЛСП;
- сентябрь 2021 г. - на завершение строительства ЛСП, Росгидромету обещают еще 2,1 млрд рублей;
- октябрь 2021 г. - начались швартовые испытания ЛСП;
- март 2022 г. - Газпромнефть Марин Бункер, оператор бункерного бизнеса Газпром нефти, предоставила ультранизкосернистое моторное топливо производства Омского НПЗ для первой заправки ЛСП;
- май 2021 г. - ходовые испытания ЛСП в Финском заливе.
- сентябрь 2022 г. - ЛСП СП вышла в первый рейс.
1я в мире советская дрейфующей станции СП-1:
- начала работу в июне 1937 г. на льдине в 20 км от Северного полюса;
- оборудование и имущество было выгружено с ледокола;
- расстояние, пройденное льдиной в дрейфе - 2000 км,
- длительность экспедиции - 9 месяцев.