РД 102-006-88
МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА ПРЕДПРИЯТИЙ НЕФТЯНОЙ
И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
ВСЕСОЮЗНЫЙ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ
ПО СТРОИТЕЛЬСТВУ МАГИСТРАЛЬНЫХ ТРУБОПРОВОДОВ
СТАНДАРТИЗАЦИЯ В МИННЕФТЕГАЗСТРОЕ
Основные положения
Дата введения 1989-01-01
РАЗРАБОТАН Всесоюзным научно-исследовательским институтом по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ) - В.Д.Шапиро - канд.техн. наук, зав. лабораторией; Л.И.Аникина, Н.П.Тихонова
ВНЕСЕН ВНИИСТом, ОКС
ПОДГОТОВЛЕН К УТВЕРЖДЕНИЮ Главным научно-техническим управлением МиннефтегазстрояБ.С.Ланге - зам. начальника
УТВЕРЖДЕН Миннефтегазстроем 12.11.88.
С введением в действие "Руководящего документа. Стандартизация в Миннефтегазстрое. Основные положения" утрачивают силу: "Ведомственные строительные нормы. Порядок разработки, согласования и утверждения ведомственных документов по строительству" "Инструкция о порядке планирования работ по стандартизации в Миннефтегазстрое" РД 102-21-84; "Положение об органах и службах стандартизации Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности".
СОГЛАСОВАН СибНИПИгазстрой - директор М.С.Ройтер
НИПИКБС - директор А.А.Брун
СКБ "Газстроймашина" - директор Е.А.Подгорбунский
Взамен РД 102-21-84, Положения об органах и службах стандартизации Миннефтегазстроя.
Настоящий документ устанавливает основные положения в области отраслевой стандартизации в строительстве объектов нефтяной и газовой промышленности: основные направления деятельности, обязанности и права служб стандартизации Миннефтегазстроя, порядок разработки, согласования и утверждения ведомственных документов, порядок планирования работ по стандартизации.
1. ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБАХ
СТАНДАРТИЗАЦИИ В МИННЕФТЕГАЗСТРОЕ
1.1. Общие положения
1.1.1. Настоящее типовое положение регламентирует основные права и обязанности служб стандартизации Миннефтегазстроя. На основе данного типового положения организации Миннефтегазстроя в случае необходимости разрабатывают положения, конкретизирующие настоящий документ с учетом своей специфики.
1.1.2. Взаимоотношения между организациями Миннефтегазстроя при выполнении работ по стандартизации строятся на основе хоздоговоров.
1.1.3. Службы стандартизации Миннефтегазстроя включают:
отдел стандартов, технических норм и метрологического обеспечения Главного научно-технического управления (ГНТУ);
головную организацию по стандартизации;
базовые организации по стандартизации;
службы стандартизации в объединениях и трестах;
службы стандартизации на предприятиях.
Структура служб стандартизации Миннефтегазстроя приведена в приложении 1 (справочное).
1.1.4. Основными задачами отраслевой стандартизации Миннефтегазстроя являются:
разработка нормативно-технических документов (НТД) по стандартизации, создание системы ведомственных НТД и контроль за их внедрением;
перспективное и текущее планирование развития отраслевого фонда НТД и проведение работ по опережающей стандартизации;
проведение работ по метрологическому обеспечению в отрасли;
организация ведомственной приемки;
развитие унификации;
организация и проведение работ по международной стандартизации и повышению качества строительства.
1.1.5. Службы стандартизации Миннефтегазстроя руководствуются в работе действующим законодательством, стандартами Государственной системы стандартизации, руководящими документами Госстандарта СССР, Госстроя СССР, нормативными актами Миннефтегазстроя.
1.2. Отдел стандартов, технических норм и метрологического обеспечения главного научно-технического управления Миннефтегазстроя
1.2.1. Отдел стандартов, технических норм и метрологического обеспечения ГНТУ (далее - отдел стандартов и норм):
определяет основные направления стандартизации, технического нормирования и метрологического обеспечения, масштабы их использования как эффективных средств повышения технического уровня и улучшения качества промышленной продукции и строительно-монтажных работ;
обеспечивает формирование отраслевой системы нормативно-технической документации с учетом прогрессивных требований к продукции и технологии строительства объектов нефтяной и газовой промышленности;
обеспечивает формирование договоров и финансирование общеотраслевых работ в области стандартизации и технического нормирования, осуществляет приемку законченных работ или этапов;
осуществляет организационно-методическое руководство работами по стандартизации, техническому нормированию и метрологическому обеспечению в системе Министерства, координацию деятельности головной и базовых организаций по стандартизации;
организует планирование и проведение работ по метрологии в отрасли;
подготавливает предложения о назначении в отрасли головной и базовых организаций по стандартизации и закреплению за ними организационно-методических и общетехнических объектов стандартизации и групп продукции;
организует разработку проектов планов отраслевой стандартизации, подготавливает проекты планов к утверждению. Планы стандартизации разрабатывают с учетом предложений объединений, предприятий, головной и базовых организаций по стандартизации;
обеспечивает подготовку предложений к планам государственной стандартизации и представляет их в Госстрой СССР и Госстандарт СССР;
подготавливает предложения по тематике НИР и ОКР по разработке и внедрению стандартов, включению их в планы соответствующих организаций;
планирует и организует работы по обеспечению своевременного внедрения стандартов на предприятиях и организациях отрасли и контролю за их внедрением;
оказывает методическую помощь подразделениям министерства в выполнении планов отраслевой и государственной стандартизации, осуществляет контроль за их выполнением;
организует в соответствии с планами стандартизации разработку проектов нормативно-технических документов, контролирует качество и сроки разработки, обеспечивает проведение научно-технической экспертизы проектов НТД и оценку соответствия их показателей высшим достижениям отечественной и зарубежной науки и техники;
рассматривает проекты нормативно-технических документов, разрабатываемых организациями отрасли, подготавливает их к утверждению;
организует плановую проверку действующих в отрасли нормативно-технических документов с целью обеспечения соответствия заложенных в них требований достижениям науки, техники и передового опыта, потребностям отрасли и подготавливает предложения по изменению, пересмотру (обновлению), отмене нормативных документов;
организует рассмотрение проектов стандартов и других НТД, присылаемых в Министерство на отзыв или согласование, подготовку по ним заключений, обобщенных отзывов или документов, подтверждающих согласование;
организует участие подразделений Министерства в работах по стандартизации в рамках СЭВ и международной стандартизации, контролирует выполнение этих работ;
осуществляет связь с отделами стандартизации смежных министерств, а также с соответствующими управлениями Госстандарта СССР, Госстроя СССР и Госплана СССР в целях межотраслевой координации и увязки работ по стандартизации, техническому нормированию, нормированию материальных и энергетических ресурсов, метрологии и качеству;
обеспечивает подготовку отчетов о выполнении планов государственной и отраслевой стандартизации;
организует также совместно с Управлением руководящих кадров и учебных заведений подготовку специалистов и повышение квалификации работников подведомственных предприятий и организаций в области стандартизации;
подготавливает и представляет руководству Министерства и Главного научно-технического управления проекты приказов, постановлений и других документов по вопросам стандартизации, технического нормирования и метрологии;
организует рассмотрение на научно-техническом Совете Министерства и его секциях проектов важнейших нормативно-технических документов и отдельных проблем стандартизации;
организует проведение совещаний, семинаров, конференций, школ передового опыта, постоянных и периодических выставок по вопросам стандартизации и технического нормирования в системе Министерства.
1.2.2. Отдел стандартов и норм имеет право:
привлекать в установленном порядке организации отрасли и отдельных специалистов к выполнению работ по стандартизации, по экспертизе нормативно-технической документации, для консультаций;
контролировать работу головной и базовых организаций по стандартизации, проводить выборочные проверки работы по стандартизации на предприятиях и в организациях Министерства;
представительствовать по поручению руководства Главного научно-технического управления и Министерства в органах Госстандарта, Госстроя СССР, Госплана СССР и в других организациях по вопросам стандартизации и разработки НТД;
разрешать спорные вопросы и разногласия между организациями и предприятиями Министерства, возникающие при разработке и внедрении нормативно-технических документов по стандартизации;
заключать договора с организациями отрасли на выполнение работ по стандартизации.
1.3. Головная организация по стандартизации
1.3.1. Головной организацией по стандартизации (ГОС) является Всесоюзный научно-исследовательский институт по строительству магистральных трубопроводов (ВНИИСТ), который:
осуществляет научно-техническое руководство работами по стандартизации, ведет совместно с отделом стандартов и норм ГНТУ организационно-методическую работу по отраслевой стандартизации;
разрабатывает научные и методические основы в области теории и практики отраслевой стандартизации, создания нормативно-технических документов, устанавливающих методику и организацию работ по стандартизации в Министерстве, и представляет их в ГНТУ для утверждения;
организует и проводит работы по определению перспектив развития отраслевой стандартизации, обеспечению управления системой отраслевой НТД;
проводит организационно-методическую работу по определению и обеспечению высокого научно-технического уровня разрабатываемых в отрасли стандартов, технических условий, ведомственных строительных норм и других документов;
осуществляет отраслевую регистрацию утвержденных НТД;
составляет и представляет в ГНТУ сводные предложения головной и базовых организаций к проектам планов отраслевой стандартизации, предложения к планам стандартизации СЭВ и международной стандартизации;
составляет и представляет в ГНТУ отчеты о выполнении планов работ по стандартизации;
разрабатывает планы организационно-технических мероприятий на внедряемые в отрасли системы стандартов или отдельные НТД по стандартизации, техническому нормированию и метрологии;
проводит систематические проверки (совместно с базовыми организациями) научно-технического уровня стандартов, технических условий и других нормативно-технических документов, разрабатываемых в отрасли, и представляет в ГНТУ предложения по пересмотру, изменению или отмене устаревших стандартов, технических условий, ВСН и других НТД;
подготавливает отзывы на проекты стандартов и других НТД, присылаемых сторонними организациями;
составляет и издает перечни действующих отраслевых НТД, периодические информационные выпуски "В помощь службам стандартизации";
организует обмен опытом работы в области стандартизации и проводит совместно с базовыми организациями и ГНТУ Министерства совещания, семинары, конференции, школы, выставки, согласительные совещания по рассмотрению проектов стандартов и других НТД;
направляет во ВНИИПКтехоргнефтегазстрой реферативную информацию о разработанных НТД.
1.3.2. Головная организация по стандартизации имеет право:
обращаться по вопросам стандартизации в соответствующие подразделения Госстандарта;
заключать хоздоговора с Миннефтегазстроем, базовыми и другими организациями и предприятиями отрасли на выполнение работ по стандартизации;
осуществлять контроль за работой базовых организаций по вопросам стандартизации, контроль за внедрением и соблюдением стандартов и других документов по стандартизации, контроль за научно-техническим уровнем разрабатываемых документов;
согласовывать представляемые проекты стандартов и других НТД по стандартизации;
принимать решения о направлении на утверждение представляемых проектов стандартов и других НТД по стандартизации или о возврате их на доработку;
проводить анализ работы служб стандартизации в организациях и на предприятиях отрасли и представлять в Министерство предложения об устранении выявленных недостатков, о поощрении организаций или отдельных работников, наиболее отличившихся в работе по стандартизации.
1.4. Базовые организации по стандартизации
1.4.1. Базовые организации по стандартизации (БОС) осуществляют научно-техническое руководство работами по стандартизации и унификации в соответствии с закрепленными за ними группами продукции и областям деятельности.
1.4.2. Общеотраслевые разработки по стандартизации, выполняемые базовой организацией, финансируются ГНТУ Миннефтегазстроя через головную организацию по стандартизации и проводятся подразделениями БОС в соответствии с планом отраслевой стандартизации. Они должны быть включены в тематический план организации. Остальные работы по стандартизации проводятся БОС по договорам с производственными организациями или за счет внутреннего хозрасчета.
1.4.3. Базовая организация по стандартизации:
контролирует разработку и поддержание на современном уровне нормативно-технических документов по закрепленным заней группам продукции и области деятельности;
проводит работы по определению научно-технического уровня и перспектив развития закрепленных за БОС групп продукции и обеспечивает соответствующей информацией организации-разработчики стандартов и технических условий;
разрабатывает предложения к планам государственной и отраслевой стандартизации по закрепленным группам продукции, областям деятельности и представляет их в ГОС;
разрабатывает, согласовывает и направляет на утверждение нормативно-техническую документацию по стандартизации;
проводит научно-техническую экспертизу проектов стандартов, участвует в совещаниях по рассмотрению проектов стандартов;
осуществляет проверки научно-технического уровня стандартов и технических условий по закрепленным видам продукции и представляет предложения в ГОС по отмене, пересмотру или изменению проверяемых НТД;
разрабатывает планы организационно-технических мероприятий по внедрению новых государственных стандартов по закрепленным видам продукции и области деятельности;
участвует в выборочных проверках качества выпускаемой предприятиями Министерства продукции, проводимых органами Госстандарта, Госстроя СССР и другими организациями;
представляет разработанные технические условия и изменения к ним во ВНИИСТ для отраслевой регистрации.
1.4.4. Базовая организация по стандартизации имеет право:
выполнять работы в области стандартизации на основе хоздоговоров с Миннефтегазстроем (через головную организацию) и другими предприятиями и организациями отрасли;
привлекать предприятия и отдельных специалистов к разработке проектов планов по стандартизации, проектов стандартов и других НТД;
участвовать в работе по контролю за внедрением и соблюдением стандартов и технических условий в случаях проведения такого контроля со стороны Миннефтегазстроя;
осуществлять согласование технических условий на разрабатываемую продукцию;
представлять в Министерство предложения о поощрении предприятий и отдельных работников, наиболее отличившихся в работе по стандартизации.
1.5. Служба стандартизации в объединениях
1.5.1. Формы организации работ по стандартизации в специализированных строительных и производственных объединениях выбираются по усмотрению руководства этих организаций и могут выполняться отделами стандартизации, ответственнымиза работу по стандартизации или группами по стандартизации.
1.5.2. Руководство работами по стандартизации возлагается на главных инженеров объединений.
1.5.3. Служба стандартизации объединения:
осуществляет организационно-методическое руководство работами по стандартизации в подведомственных трестах и на предприятиях;
разрабатывает предложения к планам отраслевой стандартизации и представляет их в базовые организации;
осуществляет подготовку приказов о внедрении государственных стандартов в подведомственных организациях и предприятиях и контроль за внедрением стандартов и соблюдением их требований;
осуществляет контроль за своевременным пересмотром нормативно-технических документов подведомственных организаций (держателей подлинников) и контроль за их качественной подготовкойк утверждению;
организует работы по метрологическому обеспечению, качеству продукции и СМР (строительно-монтажные работы); контролирует соответствие исходным требованиям (техническому заданию), полноту согласования и научно-технический уровень документов, создаваемых по заказам объединения другими организациями.
1.5.4. Служба стандартизации объединения имеет право заключать договора с базовыми и другими организациями отрасли на выполнение работ по стандартизации.
1.6. Служба стандартизации в трестах
1.6.1. Служба стандартизации (специалисты по стандартизации) в трестах осуществляют организационно-методическое руководство работами по стандартизации и управлению качеством продукции на подведомственных предприятиях и организациях.
Руководство работами по стандартизации возлагается на главного инженера треста.
1.6.2. Служба стандартизации (специалисты по стандартизации) в трестах:
подготавливает предложения к планам отраслевой стандартизации и представляет их в соответствующее объединение;
организует внедрение стандартов на предприятиях и контроль за соблюдением требований стандартов, технических условий других нормативно-технических документов на предприятиях и в организациях;
участвует в подготовке к аттестации продукции;
организует и контролирует разработку нормативно-технических документов по стандартизации, метрологии и управлению качеством (стандартов предприятий, инструкций и др.);
составляет отчеты о выполнении плана работ по стандартизации и представляет их в объединение.
1.7. Служба стандартизации на предприятиях
1.7.1. Служба стандартизации на предприятиях осуществляет работы по стандартизации в подразделениях (отделах, цехах, лабораториях).
1.7.2. Служба стандартизации в организациях и на предприятиях отрасли по усмотрению руководства предприятия может быть представлена подразделениями (отдел, лаборатория, группа) или специалистами по стандартизации и метрологии в составе технического отдела, лаборатории и др.
1.7.3. Служба стандартизации административно подчиняется главному инженеру предприятия.
1.7.4. Служба стандартизации предприятия:
разрабатывает предложения к планам отраслевой стандартизации и представляет их в вышестоящую организацию;
разрабатывает или пересматривает стандарты предприятия и другие нормативно-технические документы по стандартизации;
регистрирует стандарты предприятия и другие НТД по стандартизации, утвержденные предприятием;
обеспечивает подразделения предприятия необходимыми документами по стандартизации, информацией о наличии стандартов, об их изменении и аннулировании;
разрабатывает совместно с другими службами предприятия проекты приказов и планов организационно-технических мероприятий по внедрению государственных стандартов и других нормативно-технических документов по стандартизации;
осуществляет нормоконтроль технической документации, разрабатываемой на предприятии;
подготавливает документы по аттестуемой продукции в соответствии с требованиями Госстандарта;
составляет отчеты о выполнении плана работ по стандартизации и представляет их в вышестоящую организацию;
комплектует и ведет фонд НТД по стандартизации;
участвует в работе по разработке и постановке продукции на производство.
1.7.5. Службы стандартизации предприятий имеют право:
привлекать отделы, цехи к разработке стандартов предприятия и других документов по стандартизации;
участвовать в работе комиссий по проведению заводских испытаний новых образцов изделий и при необходимости проводить входной контроль технической документации;
контролировать работу отделов, цехов предприятия в части выполнения ими плана работ по стандартизации, внедрению и соблюдению стандартов;
участвовать в работе аттестационных комиссий;
требовать от руководителей отделов, цехов предприятий материалы и отчетные сведения, необходимые для выполнения работ по стандартизации;
давать предложения о поощрении отделов, цехов и отдельных специалистов предприятия в зависимости от выполнения плана работ по стандартизации.
2. ПОРЯДОК ПЛАНИРОВАНИЯ РАБОТ
ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ
2.1. Общие положения
2.1.1. Настоящая глава устанавливает порядок планирования работ по стандартизации в организациях Миннефтегазстроя в новых условиях хозяйствования.
2.1.2. При планировании работ по стандартизации должны решаться следующие задачи:
проведение работ по опережающей и комплексной стандартизации, концентрации работ по стандартизации на нормативном обеспечении целевых комплексных программ;
повышение научно-технического уровня создаваемых нормативно-технических документов по стандартизации, уровня унификации изделий и типизации технологических процессов, совершенствование метрологического обеспечения отрасли;
разработка основных направлений развития стандартизации и технического нормирования в отрасли, расширение масштабов их использования для повышения технического уровня и улучшения качества промышленной продукции и строительно-монтажных работ.
2.2.Состав планов и плановых документов
2.2.1. Планирование работ по стандартизации должно состоять из следующих этапов:
подготовка концепции развития отраслевой стандартизации на 10-15 лет (по пятилеткам);
пятилетний план отраслевой стандартизации;
годовой план отраслевой стандартизации (в период перехода на новые условия хозяйствования).
2.2.2. Для определения генеральной цели и перспектив развития отраслевой стандартизации на 10-15 лет разрабатывается концепция развития отраслевой стандартизации, в задачи которой входят:
обоснование приоритета отдельных направлений развития и масштабов применения отраслевой стандартизации, проведения научно-исследовательских работ по вопросам стандартизации;
оценка возможных экономических результатов развития стандартизации, обоснование направлений совершенствования структуры органов и служб стандартизации;
основные направления и мероприятия по развитию отраслевой стандартизации с разбивкой их по пятилеткам.
Концепция является исходным документом для разработки проектов пятилетних планов стандартизации и разрабатывается головной и базовыми организациями по стандартизации.
2.2.3. Разработка концепции предусматривает:
определение главных задач развития отраслевой стандартизации и технического нормирования на перспективу (по пятилеткам) и пути их решения;
перспективы создания нормативно-технической базы для решения важнейших отраслевых задач и научно-технических проблем.
В концепции развития отраслевой стандартизации устанавливаются группы продукции, подлежащей комплексной стандартизации; виды комплексных нормативно-технических документов, планируемых к разработке; цели их разработки; исполнители; ожидаемые результаты.
2.2.4. Пятилетний план отраслевой стандартизации должен включать задания планов государственной стандартизации (госзаказ) и задания, направленные на решение отраслевых проблем.
2.2.5. Разработка НТД на новые виды продукции и технологические процессы должна осуществляться, как правило, в составе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и включаться в план НИР организаций-разработчиков, а также в план отраслевой стандартизации.
2.3. Разработка планов стандартизации отрасли
2.3.1. Проект пятилетнего плана отраслевой стандартизации (далее - проект пятилетнего плана) должен разрабатываться на базе:
концепции развития отраслевой стандартизации;
комплексных целевых программ по решению важнейших научно-технических проблем;
заданий в области стандартизации и метрологии, предусмотренных решениями правительства и пятилетними планами государственной стандартизации;
требований перспективных стандартов на группы однородной продукции.
2.3.2. При разработке проекта пятилетнего плана следует также учитывать:
предложения-заявки министерств (ведомств) - смежников по повышению технического уровня и качества продукции, по созданию общетехнических стандартов, по унификации продукции и метрологическому обеспечению производства;
результаты НИР и ОКР, проводимых в организациях Миннефтегазстроя;
предложения объединений, предприятий и организаций Миннефтегазстроя по решению отраслевых проблем стандартизации, качества продукции и метрологического обеспечения.
2.3.3. Проект пятилетнего плана должен состоять из двух частей.
В первую часть включаются задания по государственной стандартизации, решающие проблемы межотраслевого значения.
Во вторую часть включаются задания, направленные на решение отраслевых проблем.
2.3.4. Первая часть проекта пятилетнего плана разрабатывается на формах, установленных Госпланом СССР, и включает государственные задания по:
разработке систем общетехнических и организационно-методических НТД межотраслевого значения;
комплексной стандартизации важнейших видов продукции;
унификации промышленной продукции и типизации технологических процессов;
разработке или пересмотру строительных норм и правил (СНиП).
2.3.5. Вторая часть проекта пятилетнего плана должна содержать отраслевые задания по:
разработке НТД отраслевого значения;
стандартизации продукции;
разработке комплексных ведомственных строительных норм и правил;
повышению уровня унификации продукции.
Во всех заданиях по стандартизации продукции следует указывать направления работ (оптимизация параметрических рядов, типоразмеров, установление требований к качеству продукции и т.д.), а также показатели, обеспечивающие снижение массы изделий, уменьшение расхода топлива, энергии, сырья и материалов, повышение надежности и экономичности, максимальное использование вторичного сырья, всемерную охрану природы и безопасность труда.
2.3.6. Для разработки второй части проекта пятилетнего плана в обязательном приложении 2 приведены следующие формы:
титульный лист проекта пятилетнего плана - форма 1;
форма для разработки общетехнических и организационно-методических НТД, комплексной стандартизации продукции и метрологическому обеспечению в отрасли - форма 2;
форма для планирования повышения уровня унификации - фирма 3.
2.3.7. Проект годового плана отраслевой стандартизации разрабатывают исходя из пятилетнего плана стандартизации и годовых планов государственной стандартизации, директивных заданий Министерства, предложений организаций и предприятий отрасли.
Титульный лист проекта годового плана приведен в приложении 2 - форма 4.
Предложения к годовому плану должны выполняться по формам 5 и 6.
По форме 5 планируется разработка новых и пересмотр действующих строительных норм и правил и государственных стандартов.
По форме 6 планируется разработка новых и пересмотр действующих отраслевых НТД по следующим направлениям:
методологические и организационные основы отраслевой стандартизации;
нормативно-технические документы по технологии строительства;
общетехнические и организационно-методические документы, включая документы по управлению качеством и метрологическому обеспечению;
технические условия на продукцию;
нормативные документы по охране труда;
нормативные документы по охране окружающей среды.
2.4. Порядок разработки, согласования и утверждения планов отраслевой стандартизации
2.4.1. Разработку проектов пятилетнего и годовых планов отраслевой стандартизации начинают с подготовки предприятиями и организациями предложений к проектам планов.
Сроки представления предложений в проекты планов приведены в обязательном приложении 3.
Предложения к проектам планов направляют в базовую организацию (по принадлежности) вместе с сопроводительным письмом и пояснительной запиской, содержащей технико-экономическое обоснование.
<p