Морское страхование объединяет различные виды имущественного страхования и страхования ответственности и включает страхование судов, грузов, фрахта и ответственности судовладельцев перед третьими лицами.
Основные риски, принимаемые по договору морского страхования, – убытки в результате нанесения ущерба судну и грузу от пожара, бури, удара молнии, др. стихийных бедствий, столкновения судов, посадки судна на мель, повреждения портовых сооружений, загрязнения моря нефтью, а также убытки в результате принятых мер для спасания груза и судна, розыска судна, по ликвидации последствий морских катастроф.
К морскому страхованию относится также страхование рисков, связанных с добычей нефти и газа на морских буровых платформах и ответственности за возможное нанесение ущерба окружающей среде из-за аварии.
Страхование осуществляется на случай повреждения или уничтожения платформы, потери прибыли в результате остановки производства, возникновения дополнительных расходов по ликвидации последствий аварии, смерти или телесных повреждений персонала.
Морское страхование проводится на базе стандартных условий, в основу которых заложены общепринятые в мировой практике Правила морского страхования, разработанные Институтом лондонских страховщиков, а также так называемые Йорк-Антверпенские правила, применяемые в Кодексе торгового мореплавания.
Условия морского страхования
При страховании судов используют следующие условия (сгруппированные по степени уменьшения объема страховой ответственности страховщика и страхового покрытия):
- «с ответственностью за все риски»;
- «без ответственности за частную аварию»;
- «без ответственности за повреждения»;
- «с ответственностью только за полную гибель» и др.
- убытки от физической гибели или повреждения судна вследствие огня, молнии, взрыва, бури, других стихийных бедствий, посадки судна на мель или его столкновения с какими-либо предметами;
- убытки, взносы и расходы по общей аварии;
- убытки от пропажи судна без вести, от повреждения судна при осуществлении мер по его спасанию и тушению пожара и т. д.
- военных действий и военных мероприятий;
- пиратских нападений;
- народных волнений и забастовок;
- конфискации;
- реквизиции;
- ареста и уничтожения судна по требованию властей;
- умысла или грубой небрежности страхователя, выгодоприобретателя или их представителей;
- немореходности судна, его ветхости и износа;
- погрузки без ведома страховщика взрывоопасных и самовозгорающихся веществ (предметов) и в некоторых других случаях (отдельные события могут быть включены в ответственность по соглашению сторон за дополнительную плату).
По условиям страхования «без ответственности за повреждение» страховщик не отвечает за повреждения застрахованного судна и его оборудования и доля судовладельца в общей аварии возмещается за вычетом затрат на ремонт судна.
При условии страхования «только за полную гибель» убытки возмещаются лишь при гибели судна.