Основой встречной торговли служат принятые экспортером обязательства по покупке изделий импортера, стоимость которых полностью или частично покрывает цену реализуемой им продукции.
В качестве альтернативного варианта могут рассматриваться договоренности по приобретению товаров не у импортера, а у указанного им лица, или покупки, осуществляемые не самим экспортером, а неким третьим предприятием по согласию сторон.
Самыми распространенными во встречной торговле являются следующие схемы:
- товарообменные операции (бартерные сделки);
- встречные закупки или поставки в рамках промышленно-производственного сотрудничества.
Компании предпочитают встречную торговлю в следующих ситуациях:
- при необходимости выйти на рынок неразвитых стран, которым требуется продукт. Обычно у таких государств проблемы со свободно конвертируемой валютой или есть валютные ограничения. Бартер позволяет начать сотрудничество и вывести его в коммерческую область;
- наличие нетарифных барьеров, например, лицензирования, квотирования, крупных импортных сборов, ограничения импорта, минимальные цены на продукцию, таможенные формальности и т. д. Заключая сделку через встречную торговлю, компании обходят эти ограничения и получают нужные товары;
- трудности с кредитованием компании. Нехватка валюты может быть не только в государстве, средств часто не хватает самим фирмам. Бартер является альтернативной формой оплаты товаров и позволяет компании оставаться на плаву;
- существует риск неплатежей, потерь при конвертировании валюты или другие проблемы с наличными деньгами.