- смесь углеводородов, % (об.):
- нафтены 85-88,
- изопарафины - 10-12,
- моноциклические ароматические углеводороды - 2.5 - 3,0,
- биоциклические и неуглеводородные примеси практически отсутствуют,
- наличие антиокислительной присадки - ионол - 0,005 - 0,006%(масс);
- слаботоксичное, класс опасности - 4 ( малоопасный), в отличие от керосина (3) и гептила (1);
- содержит меньшее, чем другое ракетное топливо, количество ароматических углеводородов и присадок, что экологично;
- больше полимерных присадок;
- наличие большего количества нафтенов повышает производительность, возможность вывода на орбиту больше полезной нагрузки;
- имеет хорошие низкотемпературные свойства:
- температура начала кристаллизации: - 100оС,
- кинематическая вязкость: 1,88 мм2/сек при 20оС,
- транспортировка, хранение, сливо - наливные операции проводят под азотом с точкой росы не выше:-60оС;
Так же пока не ясна природа названия слова Нафтил.
Возможно, нафтилом назвали из-за большего количества нафтенов.
Из химии мы знаем, что суффикс ИЛ означает присоединенную группу.
Возможно, производная от нафталина: любой из 2х изомерных одновалентных радикалов, формально полученных из нафталина путем удаления атома водорода.
Нафтил получают из продуктов нефтепереработки по ТУ38.001 1244-81.
По данным зарубежным:
Lockheed сообщала:
- RG-1 незначительно отличается по составу от RP-1 как по плотности, так и по содержанию серы;
- общее содержание серы в RG-1 на 21% ниже, чем в RP-1, в РГ-1 также отсутствует допустимое содержание меркаптана.
Недостатки керосина:
- при сжигании оставляет нагар на элементах двигателя, подверженных прямому воздействию продуктов горения:
- это снижает возможность отвода тепла,
- приводит к ухудшению работы двигателя;
- удельный импульс (удельная тяга) керосина ниже, чем у перспективных метана или водорода почти на 1000 м/сек.
- удельный импульс выше, чем у керосина,что позволит увеличить вывод грузов на орбиты практически всех типов;
- не требуется кардинальные изменения в конструкцию ракет-носителей;
- возможность использовать нафтил в ракетах Союз-2 и Ангара;
- более экологичное топливо, с меньшим количеством ароматических углеводородов, что снижает выбросы в атмосферу;
Хронология
- впервые об этом стало известно в 2017 г.;
- в 2018 г. - власти назначили Роснефть единственным поставщиком нафтила Роскосмосу;
- сентябрь 2018 г. - Роснефть и Роскосмос заключили соглашение о поставках нафтила в рамках Восточного экономического форума (ВЭФ-2018);
- март 2019 г. - Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК, дочка Ростеха) успешно завершила приемо-сдаточные испытания 1го серийного комплекта ракетных двигателей РД-107А/РД-108А на нафтиле.
Перевод на нафтил в Роскосмосе начали в октябре 2021 г.:
- емкости для хранения топлива обработали воздухом и азотом, очистив от остатков керосина;
- топливную систему адаптировали, внеся технические изменения;
- провели испытания (автономные и комплексные);
- отработали процедуру заправки и слива топлива в топливных баках;
- приняли решение о готовности перехода к новому топливу.