- один из компонентов электрической сети,
- система энергетического оборудования, предназначенная для передачи электроэнергии посредством электрического тока,
- электрическая линия в составе такой системы, выходящая за пределы электростанции или подстанции (ПС).
В последнее время приобретают популярность газоизолированные линии - ГИЛ.
По ЛЭП также передают информацию при помощи высокочастотных сигналов и ВОЛС.
Используются они для диспетчерского управления, передачи телеметрических данных, сигналов релейной защиты и противоаварийной автоматики.
Строительство ЛЭП включает в себя проектирование, производственные работы, монтаж, пусконаладку, обслуживание.
Воздушная линия электропередачи (ВЛ) - устройство, предназначенное для передачи или распределения электрической энергии по проводам, находящимся на открытом воздухе и прикреплённым с помощью траверс (кронштейнов), изоляторов и арматуры к опорам или другим сооружениям (мостам, путепроводам).
В ее состав входят:
- провода,
- траверсы,
- арматура,
- изоляторы,
- опоры,
- грозозащитные тросы,
- разрядники,
- заземление,
- секционирующие устройства, встроенные в грозозащитный трос, силовой провод,
- вспомогательное оборудование для нужд эксплуатации (аппаратура высокочастотной связи, емкостного отбора мощности и др.),
- элементы маркировки высоковольтных проводов и опор ЛЭП для обеспечения безопасности полетов воздушных судов.
Для обозначения в дневное и ночное время суток применяются огни светового ограждения.
Самовосстанавливающиеся ЛЭП
Конечно, речь не идет о регенерации.
Технология самовосстановления предполагает изначальное использование раскаточных роликов в конструкции зажима, обеспечивающих не жесткое крепление проводов, и специальной траверсы - несущей конструкции опоры.
Обычно, на промежуточных опорах существующих конструкций воздушных линий 6-20 кВ провод жестко крепится к изолятору спиральной вязкой.
Применение раскаточных роликов предотвращает разрушения изоляторов, проводов и опор при падении дерева или ледяном дожде на ВЛ 6-20 кВ, поскольку не происходит разрушения зажима, изолятора, провода или опор:
- отсутствует жесткая фиксация проводов в зажиме;
- провод в зоне падения под нагрузкой скользит по роликам поддерживающих зажимов, опускается ниже, выдерживая вес, в остальных пролетах - натягивается;
- нагрузка равномерно перераспределяется по всей длине воздушной ЛЭП;
- обрывов линий или изломов опор не происходит.
Такая технология сокращает время ограничения энергоснабжения потребителей, поскольку нужно только убрать упавшее дерево, а ремонта ЛЭП не требуется.
- производить на прямых участках трассы линии, угол поворота трассы не более 5°;
- общий наклон трассы - не более 2°;
- минимальная длина участка между опорами - 500 метров.
Экономика СВЛ:
- стоимость строительства СВЛ выше почти на 15%;
- но стоимость ремонтно-восстановительных работ в 12 раз ниже, чем при падении дерева на обычную ВЛ:
- требуется только удалить упавшее дерево с провода,
- не требуется восстанавливать опоры, провод, изоляторы и зажимы,
- не нарушается электроснабжение, нет штрафов за недоотпуск электроэнергии.