Дата-центр исполняет функции обработки, хранения и распространения информации, как правило, в интересах корпоративных клиентов.
Он ориентирован на решение бизнес-задач путем предоставления информационных услуг.
Консолидация вычислительных ресурсов и средств хранения данных в ЦОД позволяет сократить совокупную стоимость владения IT-инфраструктурой за счет возможности эффективного использования технических средств, например, перераспределения нагрузок, а также за счет сокращения расходов на администрирование.
Дата-центры обычно расположены в пределах или в непосредственной близости от узла связи или точки присутствия какого-либо одного или нескольких операторов связи. Основным критерием оценки качества работы любого дата-центра является время доступности сервера (аптайм).
Типичный дата-центр состоит из:
- информационной инфраструктуры, включающей в себя серверное оборудование и обеспечивающей основные функции дата-центра — обработку и хранение информации;
- телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей взаимосвязь элементов дата-центра, а также передачу данных между дата-центром и пользователями;
- инженерной инфраструктуры, обеспечивающей нормальное функционирование основных систем дата-центра.
- кондиционирование для поддержания температуры и уровня влажности в заданных параметрах;
- бесперебойное электроснабжение для автономной работы дата-центра в случаях отключения центральных источников электроэнергии;
- охранно-пожарную сигнализацию и система газового пожаротушения;
- системы удаленного IP-контроля, управления питанием и контроля доступа.
Некоторые дата-центры предлагают клиентам дополнительные услуги по использованию оборудования по автоматическому уходу от различных видов атак.
Команды квалифицированных специалистов круглосуточно производят мониторинг всех серверов.
Услуги дата-центров сильно различаются в цене и количестве услуг.
Для обеспечения сохранности данных используются системы резервного копирования.
Для предотвращения кражи данных в дата-центрах используются различные системы ограничения физического доступа, системы видеонаблюдения.
В корпоративных (ведомственных) дата-центрах обычно сосредоточено большинство серверов соответствующей организации.
Оборудование крепится в специализированных стойках и шкафах.
Как правило, в дата-центр принимают для размещения лишь оборудование в стоечном исполнении, то есть в корпусах стандартных размеров, приспособленных для крепления в стойку.
Компьютеры в корпусах настольного исполнения неудобны для дата-центров и размещаются в них редко.
Классификация
По соответствию требованиям стандартов
В ряде стран имеются стандарты на оборудование помещений дата-центров, позволяющие объективно оценить способность дата-центра обеспечить тот или иной уровень сервиса.
Например, в США принят американский (ANSI) стандарт TIA-942 (англ.), несущий в себе рекомендации по созданию дата-центров и делящий дата-центры на типы по степени надежности.
Хотя в России пока нет такого стандарта, дата-центры оснащаются согласно требованиям для сооружений связи, а также ориентируются на требования TIA-942 и используют дополнительную документацию Uptime Institute и ГОСТы серии 34.
Фактически TIA-942 воспринимается во всем мире как единый стандарт для дата-центров, однако следует отметить, что он достаточно давно не обновлялся и его достаточно сложно применить в условиях России.
В то же время сейчас активно развивается стандарт BICSI 002 2010 Data Center Design and Implementation Best Practices, появившийся в 2010 г. и обновленный в 2011 г.
Каждый из стандартов, как правило, имеет свою внутреннюю классификацию дата-центров по совокупности их параметров.
По размеру
Крупные дата-центры имеют свое здание, специально сконструированное для обеспечения наилучших условий размещения.
Обычно они имеют свои каналы связи, к которым подключают серверы.
Модульные дата-центры собираются из модульных блоков, имеют разные конструктивные особенности, масштабируются от минимальной площади серверного зала одного модуля, увеличиваются до бесконечности путем постепенного наращивания модулей.
Имеют повышенные уровни безопасности работы автономных систем дата-центра.
Средние дата-центры обычно арендуют площадку определенного размера и каналы определенной пропускной способности (обычно измеряется в Гбит/с).
Малые дата-центры размещаются в малоприспособленных помещениях. Часто ими используется оборудование плохого качества, а также предоставляется самый минимум услуг.
Контейнерные дата-центры - это стойки с оборудованием размещаются в стандартных ISO контейнерах размером 20 и 40 футов.
Имеют преимущества, т.к. могут перевозиться автомобильным и железнодорожным транспортом.
Основной показатель работы ЦОД — отказоустойчивость.
Также важна стоимость эксплуатации, показатели энергопотребления и регулирования температурного режима.
Например, стандарт TIA-942 предполагает 4 уровня надежности дата-центров:
- Уровень 1 (N) — отказы оборудования или проведение ремонтных работ приводят к остановке работы всего дата-центра; в дата-центре отсутствуют фальшполы, резервные источники электроснабжения и источники бесперебойного питания; инженерная инфраструктура не зарезервирована;
- Уровень 2 (N+1) — имеется небольшой уровень резервирования; в дата-центре имеются фальшполы и резервные источники электроснабжения, однако проведение ремонтных работ также вызывает остановку работы дата-центра;
- Уровень 3 (2N) — имеется возможность проведения ремонтных работ (включая замену компонентов системы, добавление и удаление вышедшего из строя оборудования) без остановки работы дата-центра; инженерные системы однократно зарезервированы, имеется несколько каналов распределения электропитания и охлаждения, однако постоянно активен только один из них;
- Уровень 4 (2(N+1)) — имеется возможность проведения любых работ без остановки работы дата-центра; инженерные системы двукратно зарезервированы, то есть продублированы как основная, так и дополнительная системы (например, бесперебойное питание представлено двумя ИБП, каждый из которых уже зарезервирован по схеме N+1).
По предназначению
Дата-центры по виду использования подразделяют на корпоративные, предназначенные для обслуживания конкретной компании, и коммерческие (аутсорсинговые), предоставляющие услуги всем желающим.
Также разделяют провайдерозависимые и провайдеронезависимые дата-центры.
Первые служат для обеспечения деятельности телекоммуникационных операторов, вторые могут использоваться разными компаниями в соответствии с их нуждами.
Услуги дата-центров
- Виртуальный хостинг. Крупные дата-центры обычно не предоставляют подобную массовую услугу из-за необходимости обеспечения техническо-консультационной поддержки.
- Виртуальный сервер. Предоставление гарантированной и лимитированной части сервера (части всех ресурсов). Важная особенность данного вида хостинга — разделение сервера на несколько виртуальных независимых серверов, реализуемых программным способом.
- Выделенный сервер. Дата-центр предоставляет клиенту в аренду сервер в различной конфигурации. Крупные дата-центры в основном специализируются именно на подобных типах услуг.
- Colocation. Размещение сервера клиента на площадке дата-центра за определённую плату. Стоимость зависит от энергопотребления и тепловыделения размещаемого оборудования, пропускной способности подключаемого к оборудованию канала передачи данных, а также размера и веса стойки.
- Аренда телекоммуникационных стоек. Передача клиенту стоек для монтажа собственного или клиентского оборудования. Формально это частный случай colocation, но с основным отличием в том, что арендаторы в основном юридические лица.
- Выделенная зона (Dedicated area). В некоторых случаях владельцы дата-центра выделяют часть технологических площадей для специальных клиентов, как правило, финансовых компаний, имеющих строгие внутренние нормы безопасности. В этом случае дата-центр предоставляет некую выделенную зону, обеспеченную каналами связи, электроснабжением, холодоснабжением и системами безопасности, а клиент сам создает свой дата-центр внутри этого пространства.
Коммуникации дата-центра чаще всего базируются на сетях с использованием протокола IP.
Дата-центр содержит несколько роутеров и свитчей, которые управляют трафиком между серверами и «внешним миром».
Для надежности дата-центр иногда подключен к интернету с помощью множества разных внешних каналов от разных провайдеров.
Некоторые серверы в дата-центре служат для работы базовых интернет- и интранет-служб, которые используются внутри организации: почтовые сервера, прокси-сервера, DNS-сервера и т. п.
Сетевой уровень безопасности поддерживают межсетевые экраны, VPN-шлюзы, IDS-системы и т. д.
Также используются системы мониторинга трафика и некоторых приложений.