Карбоновые полигоны позволяют проводить ряд важнейших исследований в сфере экологии.
Например:
- разработку и адаптацию наземных технологий полевого и лесного агрохимического контроля почв и респирации парниковых газов;
- разработку и адаптацию технологий дистанционного учета надземной и подземной фитомассы, ризосферы, агрохимического контроля почв и респирации парниковых газов;
- разработку и адаптацию математических моделей по первичной валовой продуктивности, первичной нетто-продуктивности, нетто-обмену CO2 между экосистемой и атмосферой, респирации и других параметров углеродного баланса экосистем на эталонных участках.
Карбоновые полигоны будут созданы в Чеченской Республике, Краснодарском крае, Калининградской, Новосибирской, Сахалинской, Свердловской и Тюменской областях.
На территории карбоновых полигонов планируется осуществлять как научную, так и образовательную деятельность.
На карбоновых полигонах отрабатываются технологии мониторинга парниковых газов в природных экосистемах, то есть измеряется углеродный баланс лесов, полей, болот, рек, который и отвечает на главный вопрос: поглощают ли эти экосистемы углекислый газ из атмосферы, накапливают углерод в биомассе и почве или, наоборот, являются источником тех самых парниковых газов, которые виновны в нагревании планеты.
2я задача полигонов - научиться так управлять некоторыми экосистемами, чтобы повысить их способность поглощать максимально большое количество углекислого газа и обеспечить долговременное хранение углерода в биомассе или почве. Например, на полигоне Воронежского государственного лесотехнического университета совместно с компанией СИБУР создана лесная карбоновая ферма. Это плантация специальных быстрорастущих деревьев, высаженных на месте леса, когда-то погибшего от пожара. По расчетам, такая плантация будет поглощать до 15 т углекислого газа/1 га.
3я задача полигонов — образовательная. На карбоновых полигонах работают больше 40 образовательных программ, по которым подготовлено почти 800 специалистов по различным «климатическим» направлениям. Это геоинформационные технологии, углеродный менеджмент и климатическая отчетность, экологическое право и многое другое.
4я задача - просветительская. Новые технологии, сенсоры, дроны, спутники - это важно, но недостаточно. Надо постепенно менять многие привычки и традиции, которые при ближайшем рассмотрении не вполне соответствуют принципам ответственного потребления, заботы об охране природы, сохранения биоразнообразия, но главное - снижения углеродного следа нашей цивилизации.