Экологическая система
Классификация экосистем осуществляется по:- расположению в пространстве,
- масштабу,
- типу возникновения,
- источнику энергии.
Экосистема включает в себя разные функциональные группы организмов:
- первичные продуценты - производят из неорганических веществ органические, используя солнечный свет или химическую энергию. Это способные к фотосинтезу зеленые растения, автотрофные бактерии, археи;
- консументы, поедающие продуцентов, других консументов или деструкторов. К ним относятся люди и животные. Они выделяют диоксид углерода (СО2). Их останки, испражнения, шерсть, волосы представляют собой источник химической энергии;
- деструкторы (микроорганизмы), которые разлагают, а затем минерализуют останки продуцентов и консументов, их испражнения или органы (опавшие листья и др.).
Цифровая экосистема
В связи с развитием цифровизации и информационных технологий появилось новое употребление термина Экосистема.
Интернет изменил жизнь.
Многофункциональные мобильные устройства изменили общение людей, каналы продвижения продукции и услуг.
Каждая компания стремится создать свою экосистему и сделать ее самой востребованной.
Мировые цифровые мейджоры экосистем: Apple и Google.
В РФ стремительно развивает свою экосистему Яндекс.
Экосистема Apple включает музыку, свое хранилище, фототека, видео, архивы, запись истории, пароли.
Экосистема Apple связывает сервисы общим дизайном, ИТ-платформой, аксессуарами, магазинами.
Базовые понятия экосистем:
- используют принципу одного окна, работая в едином мобильном приложении.
- при росте количества данных адаптируются под требования клиента:
- формируя единый профиля клиента,
- обобщая сведения о приобретениях в экосистеме,
- формируя адресное предложение клиенту.
- позволяют снять географические ограничения для развития бизнеса малым и средним производителям продукции и услуг.
- как и обычные системы взаимодействия экосистемы требуют регулирования.
- есть риски недобросовестной конкуренции, дискриминации участников, монополизации технологий, неправомерного использования персональных данных клиентов, недостаточный уровень информационной безопасности и защиты от мошенничества.
- сервисы не только для физических лиц, но и для юридических лиц.
- совокупность платформ, предоставляющих различную продукцию и услуги;
- наличие онлайн и офлайн-сервисов;
- могут быть специализированные экосистемы, выстроенные вокруг одной или нескольких базовых потребностей;
- экосистемы могут развивать свои сервисы не только для физических лиц, но и для клиентов – юридических лиц.