Термин «тендер» в переводе с английского означает «конкурс» или «торг», в законодательстве РФ не закреплен и используется как условное обозначение любых публичных торгов.
Тендер – это публикация заказов на приобретение государственными структурами и коммерческими организациями товаров, услуг, работ, у коммерческих предприятий.
Покупатель заявляет о готовности купить продукцию или услугу у того участника торгов, который предложит наименьшую цену и при этом будет соответствовать всем условиям.
В России существует несколько видов таких торгов, предназначенных для различных сфер экономики и объемов закупок.
В любых торгах участвуют 3 субъекта:
- заказчик – юридическое лицо, которое хочет купить продукцию или услуги. Сюда входят государственные и негосударственные предприятия и организации, заявляющие на электронных торговых площадках о том, что у них есть определенная сумма для приобретения предмета торгов;
- организатор торгов – конкретное подразделение юрлица-заказчика или аутсорсинговая компания, занимающаяся разработкой документации и проведением торгов;
- поставщик – любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, желающий принять участие в торгах и продать заказчику свои товары или услуги.
Многие компании являются заказчиками по одним тендерам и участвуют в конкурсных процедурах как исполнители – в других.
Получить тендер может любая организация, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, удовлетворяющие конкурсным требованиям, выставляемым заказчиком.
В зависимости от того, кто организует конкурс, тендеры делятся на государственные, для компаний с госучастием и коммерческие.
Государственные тендеры проводят государственные организации, бюджетные и муниципальные учреждения.
Тендеры для компаний с госучастием проводят компании, частично или полностью принадлежащие государству, компании с регулируемой деятельностью и естественные монополии.
Например, нефтегазовые, энергетические и горнодобывающие компании.
Коммерческие тендеры могут проводить любые негосударственные компании.
Эти закупки регулируются гражданским кодексом, федеральным законом «О защите конкуренции» и внутренними положениями.
По составу участников тендеры бывают:
- открытыми,
- закрытыми,
- с ограниченным участием.
В закрытых - только компании, которые пригласил организатор.
В тендерах с ограниченным участием - все, кто соответствует специальным условиям.
Например, условием может быть наличие особенного оборудования или определенной квалификации.
По количеству этапов тендеры делятся на 2 вида:
- 1 - этапные,
- 2 - этапные.
В 2 - этапных после 1го этапа заказчик может отобрать пул интересных предложений, а на 2м - выбрать из них победителя.
Здесь заказчик в процессе тендера может уточнить требования к закупке, а участники - доработать заявку перед финальным отбором.
По способу закупок тоже несколько вариантов:
- аукцион. Здесь ключевой критерий - цена;
- конкурс. Побеждает участник, который предложил лучшие условия по тендеру;
- запрос котировок или цен. Как и в аукционе, победителем становится участник с самой низкой ценой. Разница в том, что сроки представления заявок в таком тендере сильно ограничены: обычно не больше недели;
- запрос предложений. Заказчик выбирает предложение с лучшими условиями. Но, в отличие от конкурса, сроки проведения такого тендера обычно не превышают 10 дней;
- закупка у единственного поставщика. В отличие от остальных видов, это неконкурентный способ закупки. Заказчик никого не выбирает, а отдает контракт определенному исполнителю.
Тендеры ищут на электронных торговых площадках - ЭТП. Всего их порядка 200.