USD 74.1373

0

EUR 89.506

0

BRENT 68.78

+0.55

AИ-92 45.37

+0.02

AИ-95 49.15

+0.03

AИ-98 54.95

+0.05

ДТ 49.34

+0.06

1289

РЕГУЛИРОВАНИЕ И ДЕРЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕН

использование государством административных и экономических (прямых и косвенных) методов воздействия на цены. Административное регулирование цен, контроль над ними осуществляется специальными государственными органами исходя из конкретной экономической и социальной ситуации. Диапазон форм административного контроля над ценами широк и неодинаков в разных странах. Если в ФРГ, Бельгии, Италии, Голландии в послевоенное время насчитывалось от двух до пяти форм такого контроля, то во Франции - четырнадцать. Административное регулирование цен реализуется в т. ч. через систему государственных предприятий, прежде всего в отраслях, относящихся к так называемым естественным монополиям и социальной инфраструктуре.

В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия па соотношение спроса и предложения. К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам. Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта. Косвенными инструментами ценовой политики служат прямые и косвенные налоги, ставка процента и условия предоставления кредита, объем эмитируемой денежной массы, валютный курс и другие регуляторы, влияющие на совокупный спрос и предложение товаров.

Дерегулирование цен означает их либерализацию. Оно является составной частью политики дерегулирования, т. е. либерализации экономики. Центр тяжести перемещается от мер административного контроля над ценами к использованию в первую очередь косвенных рычагов воздействия на уровни цен, к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг.

Начавшиеся в России в 1992 г. экономические реформы ознаменовались широкой либерализацией цен. Доля свободных, устанавливаемых по договоренности цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%. В условиях незрелости рыночных структуру и неразвитости механизмов конкуренции произошел резкий рост цен на все товары и услуги. Борьба с продолжающейся, хотя и различными темпами в различные годы, инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен, в особенности на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства).




Подпишитесь на общую рассылку

лучших материалов Neftegaz.RU

* Неверный адрес электронной почты

Нажимая кнопку «Подписаться» я принимаю «Соглашение об обработке персональных данных»