Регулирование и дерегулирование цен
Административное регулирование цен, контроль над ними осуществляется специальными государственными органами исходя из конкретной экономической и социальной ситуации.
Диапазон форм административного контроля над ценами широк и неодинаков в разных странах.
Если в ФРГ, Бельгии, Италии, Голландии в послевоенное время насчитывалось 2-5 форм такого контроля, то во Франции - 14.
Административное регулирование цен реализуется в т. ч. через систему государственных предприятий, прежде всего в отраслях, относящихся к так называемым естественным монополиям и социальной инфраструктуре.
В отличие от административного контроля над ценами и в особенности от установления фиксированных цен экономические инструменты ценовой политики не нарушают, а дополняют действие рыночного механизма путем воздействия па соотношение спроса и предложения.
К прямым экономическим регуляторам относятся субсидии и дотации, кредитные и налоговые льготы, надбавки к ценам.
Они регулируют цены, воздействуя на индивидуальные издержки и прибыли, объем производства, инвестиций и сбыта.
Косвенными инструментами ценовой политики служат прямые и косвенные налоги, ставка процента и условия предоставления кредита, объем эмитируемой денежной массы, валютный курс и другие регуляторы, влияющие на совокупный спрос и предложение товаров.
Дерегулирование цен означает их либерализацию.
Оно является составной частью политики дерегулирования, т. е. либерализации экономики.
Центр тяжести перемещается от мер административного контроля над ценами к использованию в первую очередь косвенных рычагов воздействия на уровни цен, к обеспечению условий для формирования свободных рыночных цен на большинство товаров и услуг.
Начавшиеся в России в 1992 г. экономические реформы ознаменовались широкой либерализацией цен.
Доля свободных, устанавливаемых по договоренности цен на продукцию производственно-технического назначения достигла 80%.
В условиях незрелости рыночных структуру и неразвитости механизмов конкуренции произошел резкий рост цен на все товары и услуги.
Борьба с продолжающейся, хотя и различными темпами в различные годы, инфляцией требует применения гибких форм государственного регулирования цен, в особенности на социально значимые товары (хлеб, молоко, лекарства).