Фордизм
Его составляющими являются: рационализация, стандартизация, типизация и конвейеризация.
Впервые такая комбинация факторов была использована на автомобильных заводах американского предпринимателя Генри Форда в 10-20е гг. прошлого века.
Впоследствии получила широкое распространение в др. странах.
Способствовал росту производительности труда, снижению издержек производства.
Важнейшим звеном технологической цепочки сборки автомобиля стала простая идея - гора должна идти к Магомету, т. е. монтажная линия по мере движения остова автомобиля по конвейеру от одного рабочего места к другому обрастала деталями, узлами и т. д.
Вместе с тем конвейеризация привела к небывалому росту интенсивности труда, дисквалификации, полному внутреннему опустошению стоящих у конвейера работников.
Образовался определенный тип «фордовских рабочих», людей с пепельно-серыми лицами, обострившимися скулами, лихорадочными и нервными движениями.
Впоследствии подвергся резкой критике со стороны профсоюзов, социологов, психологов.