Вертлюг - соединительное звено между талевой системой и буровым инструментом (подвеской НКТ), обеспечивающее свободное вращение инструмента и подачу промывочной жидкости через колонну труб к забою скважины.
Различают 2 типа вертлюгов:
-
промывочные (ВП),
-
эксплутационные (ВЭ).
Наиболее широко применяется при капремонте скважин вертлюги ВП - 50/100 и ВП - 80/200.
Вертлюг ВП - 50/100 состоит из ствола 1 и корпуса 2 с отводом 3 под промывочный шланг.
В корпусе установлены 2 радиальных подшипника 4, обеспечивающие свободное вращение ствола.
Внутренняя полость корпуса в верхней и нижней частях герметизируются манжетами 5, а от пыли и грязи - войлочными уплотнениями 6.
Промывочные трубы присоединяют к нижнему концу ствола.
ВП - 80/200 конструктивно сходен с ВП - 50/100 и отличается от него размерами, грузоподъемностью и быстросборными соединениями шланга с отводом.
Эксплуатационный вертлюг ВЭ 50 состоит из неподвижной и вращающей частей. Неподвижную часть составляют корпус, крышка, серьга и отвод для буровой трубы.
К вращающейся части относится стол, установленный на трех подшипниках, которые обеспечивают надежное центрирование его относительно корпуса.
Перед началом эксплуатации необходимо проверить следующее:
- плавность вращение ствола. Ствол должен вращаться от усилия, приложенного одним рабочим к рукоятке ключа. Если ствол не вращается, то необходимо ослабить уплотнение внутренней трубы;
- состояние ствола и переводника (визуальный осмотр);
- надежность крепления горловины, крышки вертлюга и нижнего фланца;
- уровень и качество масла в вертикальном положении вертлюга. При необходимости доливают;
- состояние нижнего уплотнения. При утечке масла через уплотнение заменяют манжеты;
- состояние штропа (визуальный осмотр).
В процессе эксплуатации необходимо проверять:
-
надежность крепления всех узлов вертлюга,
-
состояние масла,
-
уровень масла,
-
состояние подшипников,
-
уплотнение,
-
переводники.
Внутренний диаметр его составляет 38, 63, 76, 90 мм, длина - 18 м.
Шланг рассчитан на рабочее давление 10, 15 и 20 мПа.
Внутренний и наружный слои выполнены из маслонефтестойкой резины, а концевые участки имеют дополнительную арматуру, создающую переходную жесткость от шланга к штуцеру.