Газотурбовоз — это автономный локомотив, у которого основным двигателем, определяющим мощностные, тяговые и энергетические показатели, служит газотурбинный двигатель (ГТД).
Газотурбовозы имеют обычно механическую либо электрическую силовую передачу, но принципиально возможно включение в кинематическую цепь гидротрансформатора, то есть применение гидромеханической передачи.
Работает на сжиженном газе.
Двигатель аналогичен турбинам, используемым на самолетах стратегической авиации ВВС России.
В 2007 г. на Куйбышевскую дорогу прибыл принципиально новый для наших дорог локомотив — газотурбовоз ГТ1.
Его проект разработали специалисты коломенского ВНИКТИ, Самарского научно-технического комплекса имени Н.Д. Кузнецова (газотурбинный двигатель НК-361), Лысьвенского электротехнического завода (генераторы), Нижнетагильского «Уралкриогенмаша» (криогенный блок) и др. организаций.
Опытный образец газотурбовоза был собран на Воронежском тепловозоремонтном заводе.
Локомотив состоит из 2х секций: тяговой и бустерной, каждая с кабиной управления.
В тяговой секции расположены силовой блок, включающий газотурбинный двигатель, тяговый и вспомогательный генераторы, система подготовки газов, винтовой тормозной компрессор, система вентиляции электрических машин, аппаратные шкафы.