Объемы оффшорных (офшорных) работ возрастают, поскольку сухопутные запасы нефти и газа потихоньку исчерпываются, и нефтегаз начинает массированный выход в оффшор, включая геологоразведочные работы, бурение и добычу.
Возможный перечень задач офшорных вертолетов:
- перевозка пассажиров и грузов с береговых площадок на морские вертолетные посадочные площадки на морских объектах нефтегаза, в тч судах и морских платформах (МП);
- поисково-спасательные операции;
- ледовая разведка;
- полеты в рамках санавиации.
Основные требования для вертолетов, выполняющих офшорные перевозки в интересах нефтегаза:
- надежность, безопасность,
- дальность, всепогодность,
- возможность выполнения ночных полетов и большие возможности по загрузке.
Двигатели вертолетов оснащаются системами электронного управления, которые:
- повышают надежность и экономичность,
- снижают нагрузку на экипаж.
Для всепогодного использования вертолетов и вне зависимости от времени суток необходимо эффективное навигационное оборудование.
Выполнять полеты над водной поверхностью, где нет ориентиров, особенно в условиях тумана, осадков и плохой видимости - это очень сложно.
Экипажи офшорных вертолетов должны быть специально подготовлены:
- уметь летать по приборам,
- использовать системы диагностики полета,
- системы предупреждения о нештатной ситуации.
- спутниковое навигационное оборудование;
- радиолокационные ответчики и аварийные передатчики,
- электронные пилотажно-навигационные системы для различных условий полета (ночью, с осадками, на малых предельных высотах и скоростях, на автопилоте).
Возможность приводнения
Это одно из основных требований к офшорным вертолетам.
Нормативы РФ требуют нахождение вертолета наплаву не менее 30 мин после аварийного приводнения.
Плавучесть обеспечивается использованием лодочного корпуса или надувных баллонетов.
Возможность выполнения спасательных операций, в тч. экстренную эвакуацию.
Для этого в штатное оборудование вертолетов включаются прожекторы и лебедки для подъема груза.
Индустрия офшорных вертолетов
После начала кризиса в нефтегазовой отрасли промышленности в 2014 г. мировая индустрия морских вертолетов стала потихоньку стагнировать.В США начались банкротства вертолетных офшорных компаний по главе 11.
Но энергетический кризис 2021 г., в результате которого цены на углеводороды стремительно выросли, снова сделал привлекательным рынок вертолетных офшорных перевозок.
Северное море
- крупнейший оффшорный рынок в мире для операторов вертолетов,
- почти 2 млн пассажиров/год,
- рейсы совершаются примерно с 16 баз в Великобритании, Нидерландах, Дании и Норвегии, в тч 25% пассажиров проходят через аэропорт Абердина,
- крупнейшие в мире вертолетные консорциумы:
- Bristow Group, CHC Group, Babcock Mission Critical Services,
- NHV Group в Бельгии,
- Bel Air в Дании.
- Морской флот Бразилии насчитывает около 100 вертолетов;
- операторы:
- Omni Táxi Aéreo Ltd ныне имеет наибольшую долю рынка,
- Lider TáxiAéreo S/A (в партнерстве с Bristow Group),
- Brazilian Helicopter Services Táxi Aéreo Ltda (в партнерстве с CHC Group),
- Aeróleo Táxi Aéreo S/A (в партнерстве с с вертолетами Эра).
- CNOOC, созданная в 1980 г. для развития шельфовых проектов Китая:
- сразу приобрела Bell 212 и Airbus AS365N Dauphins для поддержки морского бурения,
- ныне 3 компании владеют парком из примерно 90 вертолетов, из которых около 60 в основном используются для полетов на буровые и добывающие платформы у протяженного побережья Китая:
- CITIC Offshore Helicopter Company Ltd (COHC);
- Zhuhai Helicopter Company (ZHC) китайской южной авиакомпании, базирующаяся в Чжухае;
- China Eastern General Aviation Company (EGAC), базирующаяся в Тяньцзине;
- основной объем буровых работ сосредоточен:
- в заливе Бохай у северо-восточного побережья, в Восточно-Китайском море у провинции Чжэцзян,
- в Южно-Китайском море в бассейне Жемчужной реки у берегов Гонконга и провинции Гуанчжоу,
- на юго-востоке у Чжаньцзяна и острова Хайнань.
- COHC, основанная в 1983 г. - крупнейший оффшорный оператор в Китае с парком из около 57 вертолетов:
- 8 для наземных операций (1 Ка-32, 2 Harbin Z-9, 2 Harbin Z-11 и 3 AS350 B3),
- 49 для морских операций (2 Leonardo AW109SP Grand News, 4 Airbus AS365N, 15 H155, 7 AS332 L1/L2, 9 EC225 и 3 S-92).
Восточный рынок - большой.
Требования к военным офшорным вертолетам существенно отличаются.