К ним относятся машины европейского (VC.10, Тристар, С. 160 Трансалл) и американского (КС-130, КС-135) производства.
В этой связи в ВВС в целях продления ресурса и повышения эффективности использования данных воздушных судов в различных условиях осуществляются программы их модернизации.
Однако основное внимание уделяется качественному обновлению парка ТЗС:
- в рамках общеевропейской программы MRTT (Multi-Role Tanker/Transport) ведутся работы по созданию перспективных многоцелевых транспортно/транспортно-заправочных самолетов,
- в них участвуют ряд ведущих европейских авиа- и двигателестроительных фирм, в тч "Талес", Кобхэм, Роллс-Ройс, EADS.
- усиление пола грузового отсека и оборудование его боковым люком,
- доработку топливной системы,
- установку соответствующих комплексов:
- бортового радиоэлектронного оборудования военного назначения,
- необходимого внешнего светотехнического оборудования.
Процесс дозаправки осуществляется с помощью электродистанционной системы управления балкой, скомплексированной с системой управления самолета.
Этим процессом руководит оператор, рабочее место которого расположено в кабине экипажа.
Для этого на многофункциональный индикатор передается изображение с видео- и инфракрасных камер заднего обзора.
Для работы в ночных условиях возможно использование 2х бортовых огней подсветки, а при необходимости снижения заметности машины применяется инфракрасный маркер.
Новая стрела ARBS европейской разработки превосходит по своим характеристикам американские аналогичные устройства, в тч и уже используемые на ТЗС КС-767А:
- имеет расширенный диапазон разрешенных высот и скоростей полета при проведении дозаправки (200-12 000 м и 320-640 км/ч соответственно),
- темп заправки увеличен более чем на 30 %.
- разработаны новые подвесные агрегаты заправки Мк32В-900Е и высокопроизводительные насосы перекачки топлива, также превосходящие по своим характеристикам американские аналоги.
Всего министерством обороны ФРГ предусматривается переоборудование 4х самолетов.
В соответствии с контрактом, заключенным руководством МО Канады и концерном EADS, по программе MRTT также переоснащены 2 военно-транспортных самолета А.310 (канадское обозначение СС-150).
Доработка топливной системы самолета А.310 MRTT предусматривает установку:
- 5 съемных дополнительных топливных баков в фюзеляже, что позволило увеличить запас топлива на борту на 36 000 л,
- телескопической балки ARBS,
- подвесных агрегатов заправки Мк32В-900Е.
Интерес к ТЗС А.310 MRTT проявили и ряд других европейских государств.
Транспортно-заправочный самолет А.330 MRTT (1й полет состоялся 15 июня 2007 г) предусматривается построить на базе модификации лайнера А.330-200.
Комплекс работ по переоборудованию машины аналогичен мероприятиям по переоснащению ТЗС А.310 MRTT.
Военное руководство Великобритании в начале 2004 г. в рамках программы FSTA (Future Strategic Tanker Aircraft) выбрало самолет А.330 MRTT в качестве основного ТЗС национальных ВВС.
Контрактом стоимостью около 25 млрд долл США предусматривается до 2030 г. замена 28 устаревших машин (VC.10, Тристар).
Контракты на поставку ТЗС А.330 MRTT для национальных ВВС также уже подписали военные ведомства Испании, Франции и Австралии.
Этот самолет принимает участие в конкурсе на поставку новых ТЗС для ВВС США.
В случае положительного решения американского военного руководства:
- сборка машин будет осуществляться на территории США,
- в оснащении данных ТЗС (предварительное обозначение КС-30) специальным оборудованием примет участие американская Нортроп-Грумман.
Вместе с тем активно ведутся работы по созданию транспортных и транспортно-заправочных самолетов нового поколения:
- по мнению европейских специалистов, в качестве базовых машин для ТЗС можно использовать современные (например, А.400М) и перспективные транспортные или грузопассажирские (в том числе, Боинг 787, А.350, А.380) самолеты,
- в США фирмы Локхид-Мартин и Боинг ведут исследования концепций перспективных машин, построенных по схемам Присоединенное крыло и Летающее крыло, соответственно.
Летно-технические характеристики модификации A.330 MRTT:
- Размах крыла - 60.30 м;
- Длина самолета - 59.69 м;
- Высота - 17.89 м;
- Площадь крыла - 361.60 м2;
- Масса, т:
- пустого самолета - 120,5;
- максимальная взлетная - 230;
- топлива - 111,3;
- Тип двигателя - 2 ТРДД General Electric CF6-80;
- Тяга, кН 2 * 316;
- Максимальная скорость - 880 км/ч, М=0.79;
- Крейсерская скорость - 860 км/ч;
- Практическая дальность - 12500 км;
- Практический потолок - 12500 км;
- Экипаж - 2+1 чел;
- Полезная нагрузка:
- 226-280 военных;
- или 37 т груза;
- или 92 т топлива в роли заправщика.