3
Работая над такой масштабной системой, вы учитывали опыт других ведущих международных компаний, которые уже активно применяют Operations Management System в своей деятельности? Есть ли какие-то уникальные методики, которые появились уже в процессе внедрения в компании международного опыта? И можно ли назвать вашу систему универсальным решением, который можно тиражировать, или это индивидуальный продукт?
Для сравнительного анализа мы обратились практически ко всем существующим системам других компаний. Мы посмотрели на OMS1 и Exxon, Shell, BP и Chevron. Мы взяли лучшее, на наш взгляд, из тех принципов, которые лежали в основе их систем, посмотрели на это чуть шире, использовали опыт непроизводственных компаний и сверили наши задумки со стандартом — IOGP2. При этом, когда мы начали описывать свою собственную целевую систему управления, мы сделали ставку на адаптацию лучших практик, существовавших в нашей компании.
Когда мы начали описывать свою целевую систему управления, то сделали ставку на адаптацию лучших практик, существовавших внутри компании
Хотелось бы отметить уникальность некоторых конкретных инструментов. Конечно, нельзя сказать, что мы были первопроходцами, например, в применении практик регулярного менеджмента. С другой стороны, мы первые, кто предложил это в российской нефтяной отрасли. Это практики, которые помогают одинаково успешно управлять производством не только сотрудникам, закончившим бизнес-школы и имеющим подтвержденную степень MBA, но и сотрудникам, недавно оказавшимся в роли руководителей. Это универсальные алгоритмы, которые помогают выработать единый терминологический язык в компании. Например, эти практики описывают такие рутинные действия, как проведение совещаний, предоставление обратной связи, обсуждение эффективности, визуальное управление, делегирование, целеполагание и линейные обходы. За счет их применения повышается уровень доверия между сотрудниками, появляется готовность к решению любых производственных проблем.
Другой очень интересный инструмент — наш подход к оптимизации производственных цепочек через концепцию системного подхода3. Он родился изначально как инструмент управления производственными рисками, но постепенно перерос в нечто большее. Этот инструмент позволяет выявлять возможности по оптимизации производственных процессов. При этом сохраняется его назначение по купированию операционных рисков. Достигается такой эффект за счет управления вероятными отклонениями от заданных параметров на каждом этапе производственного процесса. Инструмент может применяться и к картам потока создания ценности4, и к небольшим производственным цепочкам, создающим ту самую добавленную ценность, которая превращается в финансовый результат. Этот инструмент в какой-то степени уникален не только для нашей организации, но и для индустрии в целом.
- 1 OMS — Operating Management System (на англ. яз.)
- 2 The International Association of Oil & Gas Producers (IOGP)
- 3 В основе системного подхода лежит детальное изучение операций производственного процесса и системы управления каждой из них с использованием количественной оценки, что позволяет эффективно управлять неопределенностью при принятии решений
- 4 КПСЦ — это способ визуализации потока создания ценности по заданным правилам (на англ. VSM — Value Stream Mapping)