USD ЦБ — 57,49 +0,22
EUR ЦБ — 67,70 −0,21
Brent — 57,83 +0,87%
пятница 20 октября 22:33

Наука и технологии // Добыча и переработка

Потенциал рынка утилизации попутного нефтяного газа в Российской Федерации

28 июня 2012 г., 11:38Д.В. Колчин - ООО «Газпром добыча шельф» Ю.Т. Золоев - «EUROTECH» Ltd А.И. Высоцкая - РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина6406

На сегодняшний день в РФ несмотря на поручение президента В.В. Путина от 06.09.2007 (Пр.-1461) многие нефтегазовые компании по прежнему сжигают значительную долю добываемого попутного нефтяного газа (ПНГ). Ряд нефтегазовых компаний частично построили энергоблоки работающие на ПНГ и используют получаемую электроэнергию для собственных нужд, но как правило объемы добычи ПНГ больше чем его используют.


По данным Минприроды РФ, ежегодная средняя добыча ПНГ в РФ составляет - 55 млрд. куб. м. В 2009 году было сожжено - 12,2 млрд. куб. м., в 2010 году - 13,954 млрд. куб. м., в 2011 году - 14,618 млрд. куб. м. Поскольку не все нефтегазовые компании ведут точный учет ПНГ, фактически объемы сжигания гораздо выше.


Современные технологии позволяют более широко посмотреть на вопрос использования ПНГ в коммерческих целях и выделить это направление как самостоятельное экономически эффективное направление. В данной статье предлагается бизнес-модель утилизации ПНГ в РФ, особенно актуальная для месторождений обладающими значительными доказанными ресурсами ПНГ.
Неотъемлемой частью модели является строительство Установки по комплексной подготовке газа (УКПГ), затем предлагается разделить использование ПНГ на два основных Комплекса:

  • добыча-подготовка-энерго-генерирующая мощность;
  • добыча-подготовка-сжижение.

Реализация бизнес-модели в РФ обеспечит растущий спрос в энергетике, компенсирует нагрузку на существующие изношенные энерго-генерирующие мощности, а также спрос на СПГ в близлежащих от места добычи регионах потребления как в РФ так и на зарубежных рынках.
Предлагаемые Комплексы могут быть построены в том числе и российскими подрядными организациями по международной системе ЕРС. Это даст дополнительный экономический эффект на смежные отрасли в РФ.

Варианты использования ПНГ.
1. Энергетическое использование ПНГ.
Данное направление доминирует на сегодняшний день, т.к. энергетическое производство имеет практически неограниченный рынок сбыта. Учитывая высокую энергоемкость добычи нефти, во всем мире существует практика использования ПНГ для выработки электроэнергии для нужд промыслов. При постоянно растущих тарифах на электроэнергию и ее доли в себестоимости продукции, использование ПНГ для выработки электроэнергии можно считать экономически целесообразным.
Таким образом часть сухого газа целесообразно сразу после УКПГ направлять на ТЭЦ. При этом возможны несколько вариантов выбора типа ТЭЦ и ее территориальной привязке. ТЭЦ может быть построена как на суше так и на плавсредстве, в зависимости от налогообложения в регионе и наличия свободных территорий. Топливом в данном случае будет сухой газ (получаемый из ПНГ).

2. Нефтехимическое использование ПНГ и сжижение.
ПНГ может быть переработан с получением сухого газа, подаваемого в систему магистральных трубопроводов, газового бензина, широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ) и сжиженного газа для бытовых нужд. ШФЛУ является сырьем для производства целого спектра продуктов нефтехимии, каучуков, пластмасс, компонентов высокооктановых бензинов и других продуктов.


При получении значительных объемов сухого газа (Метан) современные технологии позволяют сжижать ПНГ (получение СПГ) для дальнейшей транспортировки на удаленные объекты не обладающие газопроводной инфраструктурой.
Метан используется как топливо, продукт хлорирования, снотворное, растворитель, производство продукта дегидрирования-ацетилена, продукт конверсии-синтез-газ, для производства метанола и формальдегида и т.д.
На сегодняшний день в РФ целесообразно рассмотрение вопроса сжижения метана для дальнейшей транспортировки и реализации на внутреннем и экспортных рынках.

После получения СПГ существует несколько вариантов его транспортировки:

  • Танкерами для перевозки СПГ (морские пути).
  • Танк-контейнерами (морские, речные, наземные пути).

При транспортировке СПГ на крупные острова и регионы возможно рассмотрение вопросов газификации, создание газовой инфраструктуры. Она должна включать в себя терминал по приему СПГ из газовозов с последующим процессом его хранения и регазификации. Данный формат транспортировки позволяет исключить строительство трубопроводов на десятки тысяч километров.
По статистике доля капитальных вложений в трубопроводы составляет около 60%, исключение данного раздела из капитальных вложений делает модель менее привязанной к региону и экономически эффективной.

Учитывая значительные объемы ПНГ в РФ, существуют дополнительные возможности продолжения предложенной бизнес-модели:

Экспорт энергии как пакет услуг.
Реализация СПГ возможна в комплексе с энергоблоками ГТУ как на российский так и на зарубежные рынки, т.е. продажа электроэнергии конечному потребителю.
В настоящее время на островах Греции, Турции и других стран этого региона существует необходимость модернизации энергетических станций, производящих более 1000 МВт электроэнергии. Учитывая ужесточение экологических норм требуется перевод их на более экологические виды топлива. Европейские инжиниринговые компании рассматривают СПГ как наиболее подходящий вид топлива с точки зрения экологии и стоимости.
Учитывая комплексность модели и возможность объединить энергетическую и топливную составляющие предоставляется возможность поставки энергетики в комплексе с сервисом как пакета услуг по производству как электроэнергии так и тепла в режиме когенерации в этих регионах на различных островах. Таким образом создается возможность экспорта не сырья (СПГ), а кВт электроэнергии и тепла как пакета в комплексе, что обеспечит дополнительную рентабельность проектам в данном направлении.

Производство метанола.
Метанол используется в больших объемах в газовой промышленности для борьбы с образованием гидратов, а также в органическом синтезе применяют для выпуска формальдегида, формалин, уксусной кислоты, ряда эфиров, изопрена, добавок к топливу ДВС и др.
В настоящее время рынки нуждаются в значительном количестве метанола. Метанол становится топливным ресурсом для транспорта и энергетики.
При давлении не более 7,0 МПа даже при однократном проходе через реактор можно с уверенностью получать метанол с суммарным выходом более 20 кг на 1 тыс.м3 углеводородного природного газа. Стоимость метанола составляет около $542 за тонну, учитывая что ПНГ является продуктом утилизации, в себестоимость метанола войдут только расходы на амортизацию основных средств, налоги и стандартный набор эксплуатационных расходов. Соответственно данное направление бизнес-модели также имеет основания для высокой экономической эффективности.


Использование СПГ в качестве транспортного топлива.
Потенциальные возможности использования сжиженного метана в качестве топлива для различных транспортных средств достаточно велики. Можно утверждать, что на СПГ как на основном топливе могут работать двигатели легковых и грузовых автомобилей, автобусов, двигатели железнодорожных локомотивов, машины океанских судов и судов внутренних линий.
Сжиженный метан считается лучшим реактивным топливом, в качестве топлива используется непосредственно в СПГ-танкерах, на которых перевозятся большие объемы СПГ. Большой интерес представляет использование паров сжиженного газа из метановых резервуаров в качестве топлива для метановозов. Эффективно применять сжиженный метан в качестве горючего на железнодорожном транспорте.

Имея наивысшую теплотворную способность среди природных углеводородов, метан позволяет улучшить показатель удельного расхода топлива примерно на 13%, при этом значительно увеличивается срок службы двигателей.
При использовании СПГ уменьшаются затраты на профилактический осмотр и ремонт двигателей подвижного транспорта, что положительно сказывается как на экономии средств от ремонта, так и на большей длительности безремонтного пробега автотранспортных средств. Кроме того, снижается степень загрязнения воздуха выхлопными газами.
В отличие от других видов топлива СПГ является дешевым, удобным в употреблении топливом, гарантирующим повышение эксплуатационных качеств транспортных средств, обладает значительным рядом преимуществ. Бизнес-модель использования СПГ как топлива в РФ имеет значительный потенциал для роста масштабов применения.

Конкурентные преимущества бизнес-модели и выводы.

Предлагаемая бизнес-модель содержит в себе набор инструментов для формирования различных направлений работы применимых для реализации в зависимости от региона, а также обладает следующими конкурентными преимуществами применимыми в реальном бизнесе:

  • Масштабируемость по всей территории РФ.
  • Пространство для внедрения и применения новых, малолюдных технологий.
  • Синергетический эффект консолидации нескольких процессов производства.
  • Снижение нагрузки на окружающую среду.

Учитывая присутствие топливной составляющей в себестоимости каждого продукта, товара, услуги производимого на территории РФ, использование ПНГ позволит в целом увеличить конкурентоспособность российской промышленности, даже при условии работы на старых технологических мощностях, при этом позволит создавать новые рабочие места и развить целый ряд сопутствующих отраслей промышленности.

Комментарии

Пока нет комментариев.

Написать комментарий


Neftegaz.RU context