Приведен пример удачного использования результатов объемной сейсморазведки, при уточнении геологической модели резервуара газоконденсатного месторождения Сургиль – Северный Арал (Устюртский регион).
В свете данных МОГТ 3D это месторождение представляется не виде единой структуры, как считалось ранее, а в виде 4 блоков, разделенного разрывными нарушениями.
Такая модель объяснила ранее непонятное разное положение ГВК по площади для одних и тех же продуктивных пластов.
Показаны некоторые сложности в интерпретации материалов сейсморазведки связанные с недостаточно высоким уровнем выполнения ВСП.
Объемной сейсморазведкой в Устюртском регионе покрыта значительная часть Судочьего прогиба (более 3000 км2), в пределах которых размещены газоконденсатные месторождения Бердах, Вос. Бердах, Учсай, Сев. Бердах и др.
Наиболее значимым из них является месторождение Сургиль-Северный Арал.
Поэтому именно на его примере покажем эффективность использования материалов МОГТ 3D при уточнении геологической модели месторождения.
Месторождение Сургиль было открыто в 2002 г поисковой скважиной №1,заданной в своде одноименной структуры.
В разрезе верхнеюрских отложений были выявлены 3 газоконденсатные залежи.
При бурении последующих скважин почти в каждой из них выявлялись новые залежи УВ. На дату подсчета запасов их общее число составило 54.
В 2002 г было открыто газоконденсатное месторождение Северный Арал.
В процессе разведки обоих месторождений выяснилось, что по ряду продуктивных пластов они составляют единое месторождение, названное в 2005 как Сургиль-Северный Арал.
Продуктивные пласты приурочены к разнофациальным песчаникам юрского возраста; покрышками служат глинистые прослои. Продуктивные терригенные юрские отложения характеризуются очень сильной фациальной изменчивостью в плане и по разрезу. В связи с этим лишь отдельные пласты – коллекторы имеют значительную мощность и широкое площадное развитие.
В основном же они связаны с маломощными коллекторами с частыми замещениями песчаников глинистыми разностями пород и носящими линзовидный характер.
Это сильно затрудняет выделение и прослеживание коллекторов в межскважинном пространстве.
Тонкослоистая среда, как известно, является крайне неблагоприятной для выделения таких коллекторов сейсморазведкой.
Уже на этапе оперативного подсчета запасов УВ маломощные проницаемые горизонты были объединены в пачки пластов – коллекторов (О.А. Зорина, 2005 г).
Основанием для этого явилось наличие единого собственного ГВК для каждой пачки.
С учетом нескольких мощных и выдержанных коллекторов на месторождении выделено 22 пачки пластов – коллекторов.
В 2002-2003 гг значительная часть Судочьего прогиба, включая месторождение Сургиль-Северный Арал, была покрыта съемкой МОГТ-3D.
Результаты предварительной обработки ее материалов использованы при заложении очередных разведочных скважин.
В окончательном варианте интерпретации по месторождению построен комплект структурных карт по отражающим горизонтам ТIII, ТIV, ТII IIV и ТV, и по кровле 2-х наиболее мощных пластов-коллекторов J28 и J36 в разрезе.
Сопоставление структурных карт с учетом материалов бурения показало смещение свода структуры с глубиной в северо-восточном направлении, что еще больше осложнило геологическую модель месторождения.
Помимо более высокой точности структурных построений в материалах МОГТ-3D на принципиально новом уровне изучается и представляется дизъюнктивная тектоника.
Покажем это на примере самого мощного продуктивного пласта J28 в верхней юре.
На структурной карте по кровле этого пласта в материалах МОГТ-3D структура оконтуривается изогипсой – 2450 м (рис. 1) в ее пределах с разной степенью надежности выделяется 14 тектонических нарушений разной амплитуды.
На карте по кровле коллектора того же пласта J28 по данным бурения и с учетом материалов МОГТ-3D структура замыкается той же изогипсой – 2450 м, что свидетельствует о хорошем соответствии материалов сейсморазведки и бурения.
Три из четырнадцати, выделенных сейсморазведкой, нарушения признаны надежными, подтвержденными бурением.
Они разделяют структуру на 4 тектонических блока (рис.2).
В свете этих данных произошло коренное изменение геологической модели месторождения.
Блочная модель месторождения позволила понять необъяснимое ранее разное положение ГВК для одних и тех же продуктивных пластов.
Эта модель взята за основу при подсчете запасов газа и конденсата.
Ее правильность подтверждена независимой аудиторской компанией «ДеГольер энд Мак-Найтон» (США).
Несмотря на приведенный пример удачного использования результатов объемной сейсморазведки, ее потенциальные возможности в регионе реализуются еще не в полной мере даже при структурно - тектонических построениях.
В отдельных случаях абсолютная ошибка в определении глубин залегания реперных горизонтов еще значительна и соизмерима с амплитудой складки.
Примером тому может служить скважина №2 на соседней с месторождением Сургиль-Северный Арал площади Кабанбай, где она составляет 97 м.
Главной причиной этого, на наш взгляд, является отсутствие на площади съемки МОГТ-3D качественного ВСП.
Не случайно для определения скоростной характеристики среды используются данные ВСП по скважине №1П Кызылшалы, находящейся хотя и в соседнем, но совершенно в ином тектоническом блоке.
В связи с этим, участие в авторитетных Гальперинских чтениях, где рассматриваются последние достижения в развитии ВСП, инновационные технологии и новые теоретические аспекты, методике будут весьма полезным.
Автор: А. Киршин, Н. Мухутдинов, Н. Юлдашев, Р. Девятов ,Институт геологии и разведки нефтяных и газовых месторождений, Узбекгеофизика