USD 94.3242

+0.25

EUR 100.2787

+0.34

Brent 87.39

-0.07

Природный газ 1.74

+0.03

10 мин
...

Планирование обработки танкеров в порту Приморск

Приведен пример четкого взаимодействия структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск» со всеми сторонними службами и организациями, участвующими в процессе обработки танкеров в порту Приморск.

Планирование обработки танкеров в порту Приморск

Приведен пример четкого взаимодействия структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск» со всеми сторонними службами и организациями, участвующими в процессе обработки танкеров в порту Приморск.

Более восьми лет на северо-западе трубопроводной системы компании «Транснефть» без сбоев и срывов планов транспортировки нефти и графиков подачи и расстановки тоннажа работает ООО «Спецморнефтепорт Приморск». С начала эксплуатации 27 декабря 2001 г. и по декабрь 2008 г. объемы перевалки и, соответственно, объемы услуг ОАО «АК "Транснефть", возросли с 12 млн т нефти в год до 74 млн т. За это время обработано 3549 танкеров и отгружено на экспорт 346,201 млн т нефти.
Фактически за 2008 г. перевалка нефти в танкеры в порту Приморск составила
73,926 млн т. Среднее количество заходов танкеров в порт Приморск - 61 танкер в
месяц, а партия нефти, отгружаемой на танкер, в среднем составила 100 тыс. т.
Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск при перевалке
нефти в танкеры взаимодействует со многими участниками внешнеэкономической деятельности - государственными службами и предприятиями, базирующимися в порту
Приморск и выполняющими возложенные на них определенные функции:
- администрация морского порта обеспечивает государственный надзор за безопасностью плавания судов в акватории порта и организацию ледокольных и лоцманских проводок танкеров;
- пограничная служба координирует работу пункта пропуска при перемещении
судов, юридических и физических лиц через государственную границу РФ;
- таможенная служба координирует работу пункта пропуска при перемещении
партии нефти, подлежащей вывозу за пределы РФ, и оформление на нее документов;
- агентские компании, представляющие интересы судовладельцев и фрахтователей,
обеспечивают жизнедеятельность и связь с внешним миром команд иностранных
судов, обрабатывающихся в порту Приморск;
- экспедиторские компании, представляющие интересы грузоотправителей, оформляют документы с представителями ОАО "АК "Транснефть" и в таможенной службе по выпуску груза за пределы страны;
- ООО "Приморский торговый порт" оформляет грузовые операции с грузоотправителями, обеспечивает взаимодействие судов с буксирной компанией ЗАО "Совфрахт-Приморск" по вопросам швартовки, отшвартовки, эскортирования судов и с ЗАО "Морской портовый сервис" по вопросам экологической безопасности при ведении грузовых операций.
Для организации четкого взаимодействия всех участников внешнеэкономической деятельности в порту Приморск в 2002 г. был разработан и утвержден ОАО
«АК "Транснефть" "Регламент обработки морского тоннажа, перевалки нефти, мероприятий по обеспечению экологической безопасности при дебалластировке судов и
приема с судов льяльных, хозфекальных вод, судовых отходов в ООО "Специализированный морской нефтеналивной порт Приморск". В 2007 г. редакция этого регламента была дополнена и утверждена.
Документ определил порядок взаимодействия всех структур и служб, а также нормировал временные параметры каждой операции при обработке морского тоннажа.
Прием и перевалка нефти в порту Приморск осуществляется ООО "СМНП Приморск" на основании договоров по оказанию услуг на транспортировку нефти по системе магистральных нефтепроводов, заключаемых ОАО "АК "Транснефть" с нефтяными компаниями, графиков подачи и расстановки тоннажа в порту, утверждаемых в установленном порядке, оперативных указаний ОАО "АК "Транснефть", а также действующих на нефтепроводном транспорте руководящих нормативных
документов.


Ежедневно товарно-транспортной службой ООО «СМНП Приморск" готовится
проект плана обработки танкеров в порту Приморск. Он формируется при наличии
следующих документов и информации, которые являются необходимым и обязательным требованием для постановки танкера к причалу:
- графика подачи и расстановки тоннажа на текущий месяц;
- маршрутного поручения ОАО «АК "Транснефть", оформленное под конкретнуюпозициюграфика подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск;
- наличие письменного подтверждения из головных офисов ОАО МН о фактическом приеме нефти в системуМН ОАО "АК "Транснефть";
- диспетчерской сводки ООО «СМНП Приморск" о наличии товарной нефти и свободной емкости в резервуарном парке;
- диспетчерская сводка ООО «Приморский торговый порт" об ожидаемых подходах танкеров и их технических характеристиках;
- информации от агентских компаний по подходам танкеров;
- информации от экспедиторских компаний о ресурсах, определенных грузоотправителем к погрузке на танкер;
- сводки погоды Гидрометцентра Санкт-Петербурга, предоставляемой Службой капитана порта Приморск;

- информации о ледовой обстановке по Финскому заливу в зимнюю навигацию,
предоставляемой Службой капитана порта Приморск;
- письменного согласования с ОАО «АК "Транснефть" (в случае опоздания либо
досрочного прибытия танкера в порт) о постановке данного танкера под погрузку не
в ущерб танкерам других нефтяных компаний, прибывающих по графику.
Для постановки танкера к причалу и планирования обработки необходимо своевременное выполнение перечисленных требований в полном объеме. В настоящее время
порт Приморск доступен всесезонно и круглосуточно для судов длиной до 307 м, шириной до 55 м с осадкой до 15,85 м. Для судов, покидающихБалтийскоеморе, осадка судна с
грузом лимитируется фарватером глубоководного пути "Т" пролива Каттегат - 15,0 м.
Планирование обработки танкеров в порту производится ежедневно на совещании в ООО "СМНП Приморск" под руководством заместителя генерального директора по товарноранспортным операциям с участием представителей всех заинтересованных сторон: администрации морского порта Приморск, таможенной и пограничной служб, агентских и экспедиторских компаний, ООО «Приморский торговый порт".
В повестке дня обсуждаются следующие вопросы:
- соответствие технических характеристик прибывающих танкеров требованиям
порта;
- дата и время подхода каждого танкера, направляющегося под обработку в порт и
соответствие дате позиции Графика подачи и расстановки тоннажа в порту Приморск;
- соответствие заявленных ресурсов под погрузку на танкер позициям Графика;
- в зимнюю навигацию решаются вопросыполедокольнойпроводке танкеров, направляющихся в порт и выходящих из порта;
- при необходимости оптимизации процесса обработки танкера, решается вопрос
об оформлении документов на рейде, как на приход, так и на отход танкера.

При этом учитываются погодные условия - скорость ветра, высота волны, а также время суток (связано с пересменой дежурных смен).
После обсуждения и корректировки План обработки танкеров в портуПриморск
подписывается представителями всех заинтересованных сторон, согласовывается руководителем товарно-транспортной службы и утверждается генеральными директорами
ООО «Спецморнефтепорт Приморск", ООО «Приморский торговый порт», ООО «БалттрансСервис" и капитаном порта Приморск.
На основании Плана обработки танкеров в порту Приморск диспетчерской службой ООО"СМНППриморск» производится расчет режимов налива судна и совместно со
службой главного энергетика оформляется заявка на корректировку потребления электроэнергии в соответствии с требованиями нормативных документов, действующих в
ОАО «АК "Транснефть".
Капитаны нефтеналивных судов через агентирующие компании сообщают в ООО
"СпецморнефтепортПриморск", ООО"Приморский торговый порт» и в Службу капитана порта Приморск за 72, 48, 24, 12 и 4 часа о времени подхода судна к о. Гогланд (якорная стоянка № 16), о. Сескар (якорная стоянка № 10) или бую № 6 (место взятия лоцмана), а во время зимней навигации дополнительно сообщают о времени подхода к точке формирования каравана (ТФК).
Если время подхода меняется более чем на 2 ч, информация о новом времени подхода
передается незамедлительно. Кроме того, не позднее чем за 72 ч капитан танкера предоставляет также следующую информацию:
- оТТДсудна (технические данные) - год постройки, флаг, дедвейт, габариты прием-
ных клинкетов, высота борта, ледовый класс, конструкция корпуса (двойной борт,
двойное дно), наличие танков под изолированный балласт, мощность силовых
установок;
- видах и количестве судовых отходов, подлежащих сдаче; количестве балласта на
танкере; количестве танков с балластом;

- местах приема и/или смены балласта;
- предварительном карго-плане с учетом времени откатки балласта;
- максимальном количестве груза, которое может быть погружено на танкер до разрешенной объявленной осадки или осадки по грузовую марку.
Капитан судна через агента подает заявки для ЗАО «Совфрахт-Приморск» на
эскортный буксир и необходимое количество буксиров по исполнению буксирного
обеспечения швартовых операций и иных работ, определенных нормативными документами порта Приморск.
По окончании морского перехода капитан судна через своего агента передает нотис
о готовности судна к обработке с указанием даты и времени захода в порт.
Технологический процесс перевалки нефти в порту Приморск состоит из нескольких циклов и включает в себя:
- прием нефти в резервуарный парк порта от ООО «Балтнефтепровод» через два коммерческих узла учета нефти, учет нефти по которым является основной схемой. Прием нефти осуществляется с помощью систем измерений количества и показателей качества нефти, которые установлены в конечных точках магистральных нефтепроводов Ярославль - Кириши - Приморск и Палкино - Кириши - Приморск. Резервной схемой учета является учет по резервуарному парку. Качество нефти определяется в аккредитованной
химико-аналитической лаборатории.
- подготовку судовой партии нефти, отгружаемой на танкер. Прием нефти осуществляется в резервуары одной группы, затем производится двухчасовой отстой,
замеры уровня нефти и отбор проб.
В химико-аналитической лаборатории делается анализ отобранной пробы. Качество
нефти должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 51858-2002. Зная процентное содержание балласта, просчитывается масса нетто партии нефти, готовой к отгрузке.
Вместе с агентами, экспедирующими нефть грузоотправителей, определяется балансирующий ресурс. Зная количество заявленного груза по маршрутным поручениям, диспетчер ООО «СМНП Приморск» производит предварительный расчет партии груза.
- отгрузка подготовленной партии нефти на танкер. Погрузка танкера производится в соответствии с карго-планом (план погрузки), представленным капитаном танкера, где указывается начальная, основная и завершающая производительность, заявленный объем к погрузке и какой стороной (берег-судно) будет инициироваться остановка погрузки. Карго-план согласовывается с диспетчером ООО «СМНП Приморск» с учетом заявленного режима потребления электроэнергии. Количество нефти, погруженное на судно, определяется с помощью систем измерения количества и показателей качества нефти в соответствии с «Рекомендациями по определению массы нефти при учетных операциях с применением систем измерений количества и показателей качества нефти» и «Рекомендациями по метрологии - Р 50.2.040-2004 ГСИ.Метрологическое обеспечение учета нефти при ее транспортировке по системе магистральных нефтепроводов.Основные положения». Все имеющиеся системы измерения количества и показателей качества нефти прошли испытания с целью утверждения типа как измерительные системы и поверены государственной метрологической службой.
Резервной схемой учета при погрузке нефти являются резервуары товарного парка ООО «СМНП Приморск» и ультразвуковые счетчики, прошедшие испытания с целью утверждения типа как средства измерения и поверенные государственной метрологической службой;, а также танки наливных судов при наличии градуировочных таблиц, утвержденных в установленном порядке, и известном значении судового
поправочного множителя К, учитывающего отклонение значения полной вместимости
танкера от ее расчетного калиброванного значения за счет различных факторов (неточность градуировочных таблиц, наличие неудаленных остатков, деформация танков и т. п.).

Планирование обработки танкеров в порту Приморск производится с учетом времени обработки каждого танкера, которое состоит из времени на операции, проводимые до начала погрузки, времени, затраченного на погрузку и времени на операции, проводимые после окончания погрузки.
Операции до начала погрузки включают в себя:
- швартовку танкера;
- работу комиссии государственных контролирующих служб;
- составление мастером по наливу совместно с капитаном судна карго-плана погрузки и согласование его с диспетчером ООО «Спецморнефтепорт Приморск»;
- осмотр и прием грузовых танков;
- осмотр и отбор проб из танков с изолированным балластом;
- анализ проб балластной воды;
- заполнение и подписание листа контроля безопасности на судне и берегу при грузовых и бункеровочных операциях.
- шланговку и опрессовку стендеров.
Для обеспечения оптимизации времени обработки судов по согласованию с пограничной и таможенной службой шланговка, отбор проб изолированного балласта, осмотр и прием нефтяных танков, оформление чек-листа совмещаются с работойкомиссии по оформлению прихода судна (через 10 мин после начала ее работы). Затраченное
время на операции, проводимые до начала погрузки, составляет в среднем 5 ч.
Погрузка танкера. Время, затраченное на погрузку танкера, составляет в среднем
от 12 до 19 ч, в зависимости от производительности погрузки танкера. Соблюдение режима погрузки танкера (согласно заявленному капитаном танкера каргоплану и заказу потребления электроэнергии) осуществляет диспетчер ООО «СМНП Приморск» и заключается он в следующем:
- первые 30 мин погрузка ведется самоналивом с производительностью в пределах
2000 м3/ч;
- основной режимпогрузки производится с интенсивностью 6000-12000 м3/ч;
- последние 30 мин погрузка ведется самоналивом с производительностью в пределах 2000 м3/ч.
Среднее время погрузки танкеров за первое полугодие 2008 г. составило 14 ч.
Операции после окончании погрузки включают в себя:
- отбор проб, химический анализ, замер и подсчет погруженной партии нефти по системам измерения количества и показателей качества нефти и резервуарному
парку;
- замер и подсчет груза на судне;
- дренаж и отшланговка стендеров;
- оформление грузовых документов (таймшит, коносамент и др.);
- работа комиссии государственных контролирующих служб;
- отшвартовка танкера.
Для оптимизации процесса обработки танкеров в портуПриморск была применена
схема по оформлению документов (работа пограничных и таможенных служб, агентских и экспедиторских компаний) на рейде.
Если при обычной схеме обработки танкера общее время нахождения судна у причала
составляло 24 ч, то при оформлении документов на рейде время нахождения судна у
причала составило 18 ч.
ООО «СМНП Приморск» и должностное лицо таможенного органа участвуют в определении количества и показателей качества нефти (включая использование СИКН, ультразвуковых счетчиков и резервуарных замеров). По результатам произведенных измерений представитель общества подписывает акт приема-сдачи нефти по позиции «СДАНО», а представитель экспедирующей компании от лица грузоотправителя, с указанием номеров доверенностей, по позиции «ПРИНЯТО».
После проведения всех операций и подписания грузовых документов дается команда на отшвартовку танкера.
В заключение следует отметить, что увеличение объемов перевалки нефти на экспорт через портПриморск до 74 млн т нефти в год стало возможным благодаря четкому взаимодействию структурных подразделений ООО «Спецморнефтепорт Приморск»
со всеми службами и организациями, обеспечивающими бесперебойную работу
порта.



Автор: Ю.Г. Егоров