Каждый из нас, наверное, представляет, как строится газопровод на суше. Но что же происходит во время строительства морского участка газопровода?
Магистраль Лазаревское-Сочи - уникальный проект, который включает в себя и сухопутную и морскую части. Некоторые задачи, которые выполнялись здесь, можно сравнить со стыковкой в космосе.
Никто и никогда не строил в этих широтах газопровод из двух частей: сухопутной и морской. Никто и никогда не соединял их над водой и не делал этого в столько короткие сроки. По расчетам специалистов, заключительная часть операции - так называемый последний захлест - должна продлиться три дня. Сегодня первый из них.
Это действительно чем-то напоминает стыковку в космосе, когда сначала два объекта находят друг друга за десятки тысяч километров, а потом мерилом точности становятся миллиметры и микроны. Вместо бездонной тишины космического океана - Черное море с особенностями течений, шумом волны и штормами, так что самые точные и выверенные технологические решения могут быть опрокинуты взбунтовавшейся вдруг стихией. Тем более, когда основные шаги уникальной операции представляют собой чертежи. Там конечно рассчитано, как все надо сделать, но как это сделать, если до сих пор этого не делал никто и никогда. Этот газопровод решает три важнейших аспекта энергообеспечения региона:
- газификация населенных пунктов и промышленных объектов
- обеспечение экологически чистым сырьем объектов энергопотребления
- резервирование потоков газа, которые сегодня поступают по существующему газопроводу Майкоп-Самурское-Сочи.
Инвестором проекта выступил Газпром, а генподрядчиком строительства газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи стала компания Стройгазмонтаж. За ходом заключительного этапа операции внимательно следили многие. Именно по этим трубам голубое топливо поступало в олимпийский факел Сочи, так что этот газопровод можно считать одним из первых объектов Олимпиады в Сочи 2014 г. Предполагается, что он должен осовременить инфраструктуру всего черноморского побережья.
Возвращаясь в прошлое
Здесь на окраине Туапсе в старых частных домах живут немолодые и часто одинокие люди. Старорежимные буржуйки сохранились не только на окраинах Туапсе, но и в центре города. Они дымят по всему черноморскому побережью России, и старики прячут от незнакомцев почерневшие от угля руки. И даже неловко упоминать про уровень газификации в этих местах - 3%.
За 1,5 часа на морское дно опустился десяток труб будущего газопровода. Пройдена еще одна сотня метров к этому дворику.
Работа на СиМастере ведутся круглосуточно. Одна труба за 8 минут - именно с такой скоростью движется судно. За его курсом следит специальная электроника, поэтому жестко швартоваться к судну нельзя, сначала надо пройти необычную процедуру. Чтобы попасть на морское судно используют специальные корзины для кранов, которые переносят людей.
Сверху хорошо виден весь масштаб работ. Очередная баржа раскрывает трюм, и сотни труб перегружаются с борта на борт. Исчезают в чреве СиМастера, который словно великан переваривает по 300 труб в сутки. С учетом специфики работы судна трубоукладчика слово «переваривает» кажется особо уместным, потому что трубы здесь на самом деле варят. Немногие видели, как это происходит в море.
На СиМастере работают специалисты со всего мира. Они делают то, что никто и никогда в России еще не делал.
Сначала предварительная обработка: нарезается кромка, сечение трубы подгоняется под нужные параметры, снимается остаточная намагниченность, на всех этапах - строгий контроль российского технадзора. Тоже пожалуй как нигде и никогда инженер объясняет особую требовательность коллег. В интернациональной команде судна индонезийцы, малайцы, тайцы, иранцы, немцы, англичане. Здесь и сейчас собраны без малого 300 лучших профессионалов со всего мира. На первом этапе сварки - рабочие из Саудовской Аравии. Считается, что нет других специалистов, которые бы сделали их работу лучше. Не просто сварку, а именно этот вид сварки, именно на этой трубе и на этом материале. Сами они тоже хорошо знают, что лучшие.
Именно из помещения, которое называется галерея, начинается путь трубы в море.
Тем временем автоматической сваркой соединяют трубы сразу четырьмя швами, специалисты называют это ювелирной работой. Частоту стыков проверяют ультразвуком. Впереди еще семь этапов, о прохождении которых сигнализируют лампочки. Загорелась зеленая - значит, очередной рубеж пройден успешно. По дороге трубе задается максимальный запас прочности. Ее нагревают, затем охлаждают, снова нагревают - несколько этапов закаливания. Ближе к финишу на место сварки наносят специальное изолирующее покрытие. Это напоминает перевязку после сложной хирургической операции. Свежие швы оберегаются от воздействия извне. И снова горит зеленая лампочка - поехали дальше! Теперь становится понятнее, почему газопровод часто называют ниткой. Сварочный конвейер действительно похож на огромную швейную машинку. Стежка за стежкой прокладывается длиннющий шов в море. На выходе - конечно не дизайнерский шедевр, но нечто вполне прочное и надежное как рабочая спецовка.
Очередная труба уходит в море, на глубине в 70 м она станет часть долгого пути. Газопровод еще на 12 м приближается к дому одного из местных жителей. Заканчивается первый день из тех трех, что должны определить исход уникальной операции.
Проект данного газопровода уникален. Об этом может сказать тот факт, что во время прокладки труб по дну пришлось разминировать более 30 мин с войны силами военных моряков.
День второй. За два дня до финиша расклад сил меняется. Теперь в эпицентре событий - сухопутный участок. Отсюда навстречу морской нитке пробивается подземная часть трубопровода. Придумать ее маршрут было непросто. Еще сложнее оказалось перевести чертежи в реальность. Из-за сложнейших горно-геологических условий сроки стыковки приходилось не раз переносить. И вот теперь как в известной песне "Еще немного, еще чуть-чуть, последний бой, он трудный самый"
.
Здесь под Сочи в местечке Кудепста последний отрезок сухопутной части газопровода Джубга-Лазаревское-Сочи. Для того чтобы не навредить местной природе и ее уникальным заповедникам, специалисты компании Стройгазмонтаж применили так называемый метод наклонно-направленного бурения. Способ хорошо известен, однако, если раньше бурили сверху вниз, то здесь бурят снизу вверх. Сложность заключалась в том что здесь уникальная скальная порода, многочисленные пустоты и грунтовые воды: все это заставляло специалистов компании буквально на ходу применять неординарные технические решения, кроме того отсюда начинается микротоннель в море. 1531 м - это абсолютный мировой рекорд.
Из-под земли специальный излучатель подает сигнал на дисплей оператору установки. Тот в режиме реального времени видит все, что там происходит. Примерно так врач зондирует желудок пациента, ставит диагноз и, если нужно, назначает лечение. Гибкая приводная штанга - этакая механическая рука - помогает обходить препятствия в любом направлении. Рядом с монитором весит карта маршрута, где выделены особо опасные места. Вот, например, отмечен водоносный слой и его положение относительно точки входа бура. Для того чтобы привести тоннель к окончательному виду, буровую головку меняют на риммер - на языке специалистов расширитель обратного действия. Вращаясь, он идет обратно к установке, придавая скважине нужные размеры. Теперь остается втянуть в этот тоннель заранее собранные трубы.
Метки морского пути газопровода
А принимать трубы будут уже в море, куда выходит скважина. Здесь даже можно разглядеть место, откуда уходит нитка. По суше вроде бы совсем близко. Но по суше в заповеднике нельзя!
Невозможно разглядеть трассу газопровода и с вертолета на поверхность она нигде не выходит, а, стало быть, нет привычных следов работы трубоукладчика - развороченные траншеями земли просеки. И, только сверившись с картой, можно понять, что нитка газопровода действительно проходит здесь именно под этой автострадой, железной дорогой, под приморскими пляжами. Впрочем, по суше проходит незначительная часть 170 километрового газопровода. Основная его трасса - под водой. Там, в море готовятся к последнему стыку.
Вот они, метки морского пути газопровода. В 3 километрах от берега дрейфует необычная флотилия. У каждого из ее кораблей - своя история, которую можно пересказывать даже в жанре детектива.
Легендами оброс и переход баржи СиМастер из Персидского залива в акваторию Черного моря. Для того чтобы ускорить появление трубоукладчика, здесь за несколько тысяч миль его погрузили на специальную платформу. За уникальными работами, которые выполнялись в ходе этого похода, даже прохождение побережья Сомали осталось как-то незамеченным. Ну, добавили колючую проволоку на борту, но, наверное, это бы не остановило пиратов.
Сохранились любительские съемки этого перехода, на которых видно, как выглядел СиМастер в Аденском заливе. С колючей проволокой по бортам и заграждениями на палубе.
Все корабли этой газовой флотилии оснащены по последнему слову техники. Невдалеке от флагмана - научно-исследовательское судно Принц - глаза и уши проекта.
На борту Принца находится управляемый подводный аппарат, с помощью установленных на нем камер контролируется подводная часть операции. Этот батискаф способен почти на километр с радиусом действия 200 метров. На пульте управления, куда подается изображение сразу с нескольких подводных камер, можно в деталях разглядеть, что происходит с трубой на дне, нет ли повреждений, как она легла на дно, нет ли других угроз газопроводу. Кстати, перед началом строительства по этому маршруту прошли военные тральщики, и как оказалось не зря. Саперы обнаружили два минных поля оставшихся после Второй мировой войны. Как показывают камеры Принца, подводный мир Черного моря в этих местах скуден, поэтому каждое появление в кадре редких его обитателей вызывает оживление на пульте. Как в случае с крабом, важно вышагивающим вдоль трубы, - тоже своего рода контролер от сообщества морских глубин.
Трудно себе представить, что строительство такого сложно газопровода как Джубга-Лазаревское-Сочи могло обойтись без такого корабля как Принц, нашпигованного электроникой. В кресле капитана ощущаешь себя капитаном космического корабля! Судно контролирует практически каждый шов.
Капитан Принца сверяет маршрут с движением головного судна, там все работы проводятся в движении. При хорошей погоде СиМастер проходит по 2-3 километра в сутки. Уникальная система динамического позиционирования позволяет экипажу постоянно корректировать свое положение относительно трассы газопровода. При помощи компьютеров и спутникового наведения труба укладывается с точностью до сантиметра, а ход СиМастер контролируют 6 двигателей и система спутниковой навигации.
Мониторы, установленные на капитанском мостике, собирают картинку со всех камер корабля, здесь можно не только контролировать рабочий процесс, но и следить за тем, что происходит в других отсеках судна, ну или почти за всем.
Трубопровод Джубга-Лазаревское-Сочи уникален не только на чертежах, он необычен и для каждого из тех, кто переводит рисунок чертежника в реальность. Основной состав команды трубоукладчиков подбирался, так сказать, точечной селекцией по всему миру. Все они как одна большая семья. Каждый уважает привычки и традиции другого человека.
Полночь. Во время позднего ужина люди за столами общаются мало, словно ушли в себя, настраиваясь на события решающего дня. Как спортсмен перед последней попыткой, когда становится ясно, что вся предыдущая работа - лишь подготовка к главному.
За сотни километров от этого места местные жители ждут, чем завершиться вся операция. В конечном итоге их дома станут конечной точкой газопровода.
На кораблях газовой флотилии последний вечер перед решающим этапом операции. Затишье на не рабочих палубах. И только из-за приоткрытой двери доносится тихий шепот молитвы: «Дай бог, чтобы сделали».
День третий. В последний день на авансцену выходит другой трубоукладчик - Бигфут-1, который должен отработать на мелководье - там, куда вышли обе нитки газопровода - сухопутная и морская. На борту - 190 человек команды. В том числе и группа российских водолазов. Программа у них непростая. На глубине очень холодно и сильные течения - это трудно. Каждый водолаз должен быть опытным и тренированным и работать как одна команда. В рубке Бигфута-1 нервное напряжение в обеих ее частях. В одной из них следят за производственным процессом, а рядом в руках капитана сосредоточено управлением самим судном.
Заключительный этап соединения труб
Происходит заключительный этап, где соединяются две трубы, та, которая ведет к суше, и та, которая проходит по дну моря. Здесь они приподнимаются над водой, и делается стык - это называется последний захлест.
В реальности этот процесс занимает несколько часов. За тем, что происходит при строительстве газопровода, внимательно следят и в головном офисе компании Стройгазмонтаж. На стенах кабинетов - подробные графики работ и карта нынешнего расположения судов.
Очень сложно оценить правильность и значимость этого проекта. Хотелось бы отметить, что он проходил в очень тяжелых условиях, как экологических, так и климатических. Также стоит отметить, что было очень много новых инженерных решений.
Последний захлест, как точка уникального для России проекта. Теперь про него уже не скажешь - никто и никогда. Да сложно, да новейшие технологии, но теперь мы уже видели это.
Видели, кто это сделал и когда. Вот эти люди, которые расстаются после сложной работы и скоро разъедутся по своим домам и возможно встретятся в новом проекте в будущем.