USD 91.1096

-0.16

EUR 100.3907

-0.35

Brent 72.68

+0.51

Природный газ 2.381

+0.02

14 мин
...

Действовать на опережение

Получить все выгоды от внедрения инструментов контрактного управления невозможно без применения современных цифровых инструментов.

Действовать на опережение

Источник: пресс-служба Газпром нефти

Москва, 12 авг - ИА Neftegaz.RU. Контрактное управление уже показало свою результативность за счет увеличения прозрачности процессов управления договорами и существенного снижения неоправданных издержек и рисков, однако его дальнейшее развитие требует постоянного совершенствования как внутри компании, так и при взаимодействии с другими игроками рынка. Получить все выгоды от внедрения инструментов контрактного управления невозможно без применения современных цифровых инструментов.

Что такое контрактное управление и что оно дает?

Контрактное управление подразумевает под собой постоянный процесс ведения и управления договорами на всем протяжении их жизненного цикла: в процессе закупки, подготовки и согласования, на этапе подписания и далее, вплоть до закрытия договора и исполнения гарантийных обязательств. Такая четко выстроенная система важна для всех типов контрактов, которые распространены в таких системообразующих отраслях, как нефтегазовая, строительная, металлургическая и др.

Хорошо выстроенное контрактное управление обеспечивает четкое, прогнозируемое, прозрачное для обеих сторон исполнение договора. При таком подходе договор становится инструментом управления рисками при выполнении договорных обязательств сторонами не только в момент, когда риск реализовался, а намного раньше – при формировании контрактной стратегии, проведении закупочных процедур и контрактации.

Привлечение на ранней стадии создания договора контрактного менеджера как профильного специалиста позволяет максимально качественно подготовить контрактную стратегию, провести переговоры с участниками рынка, выработать и согласовать условия, которые позволят избежать существенных рисков при непосредственном выполнении работ по договору. На этапе практической реализации работ качественно подготовленный договор позволяет управлять рисками ежедневно, обеспечивая успешное и своевременное исполнение контрактных обязательств.

Путь к цифре в контрактном управлении

Российский бизнес, особенно крупный, находится в активной стадии внедрения цифровых решений, что влияет и на степень распространения ИТ в контрактном управлении. Здесь возможны различные варианты– контрактный менеджмент может быть встроен в юридическую функцию, в функцию закупок или реализован как отдельное операционное направление. Например, в «Газпром нефти», которая является одним из пионеров этого тренда в России, контрактное управление реализовано как часть функции закупок.

Поскольку управление договорами в той или иной форме или степени зрелости осуществляется в любой компании, пусть даже и не выделяясь в отдельный бизнес-процесс, то часто для решения этой задачи применяются те цифровые инструменты, которые уже есть в компании. Вопрос в том, в какой степени они позволяют реализовать преимущества контрактного управления как системного подхода.

В российской бизнес-практике можно встретить различные уровни развития закупочных сервисов с применением цифровых инструментов:
  • На начальных стадиях цифровизации компании используют базовые электронные таблицы и стандартные офисные программы. Такой подход характерен для малого и среднего бизнеса с ограниченными ресурсами. В результате, компания сталкивается с длительным временем обработки документов, риском их потери, высокой вероятностью ошибок при ручном вводе данных и сложностями в отслеживании сроков и условий контрактов;
  • На промежуточном уровне компании внедряют специализированные программные решения для автоматизации закупок и контрактного менеджмента. Здесь появляются системы электронного документооборота, базы данных для хранения и поиска контрактов, инструменты для создания контрактов по шаблонам. Эти системы ускоряют обработку документов, снижают риск ошибок и обеспечивают более высокий уровень прозрачности и контроля;
  • На высоком уровне цифровизации компании используют комплексные платформы и технологии, такие как искусственный интеллект и машинное обучение для анализа данных, выявления обязательств и предсказания рисков.
Для выбора оптимального подхода автоматизации системы контрактного менеджмента для компании с зрелыми закупочными сервисами необходимо учесть множество факторов, таких как специфика бизнес-процессов, бюджет и стратегические цели компании. Для решения может использоваться один из трех возможных подходов:
  • Надстройки к существующим ИТ-системам. Преимущества такого подхода заключаются в легкой интеграции, быстром внедрении и экономии на обучении сотрудников, однако гибкость и масштабируемость такого решения ограничены.
  • Самописное решение. В этом случае решение полностью адаптировано под специфические нужды и имеет высокую гибкость. Недостатками такого пути являются высокие затраты и длительный срок разработки, поиск квалифицированных специалистов.
  • Готовое решение от внешнего разработчика. При таком подходе внедрение проходит быстро, а заказчик получает проверенное рынком решение, поддержку и обновления, проверенные решения. Однако возможны ограничения в адаптации, необходимость в реализации дополнительных функциональных и технических требований заказчика и зависимость от разработчика.
Для зрелых компаний часто оптимален комбинированный подход: использовать готовое решение с возможностью кастомизации и интеграции с текущими автоматизированными системами. Тем более, что полностью готовых решений «из коробки» для автоматизации контрактного управления в компаниях со сложными бизнес-процессами на рынке сейчас нет, хотя присутствуют реализованные части процесса. Комбинированный подход позволяет быстро внедрить проверенные инструменты, сохранить гибкость для адаптации под уникальные потребности, экономно расходовать ресурс на внедрение.

«Газпром нефть» сама формировала функциональные требования и искала разработчика. Заказная разработка позволила создать инструмент, который идеально соответствует требованиям компании.

Эффект цифровизации

Использование цифровых инструментов в контрактном управлении дает прямой и видимый эффект для управления исполнением договорных обязательств. Цифровые инструменты позволяют накапливать большое количество информации и данных, которые контрактный инженер видит в агрегированном представлении, может их оценить и делать выводы. Эти данные, как правило, независимы, поскольку они накапливаются из разных источников. Сухие цифры позволяют более качественно и точно соблюдать контрактные обязательства, проводить первичный анализ план-факт (какие договоренности были достигнуты на этапе согласования и подписания договора с тем, что по факту происходит при фактическом исполнении договора). В конечном счете такой подход способствует возможности реализации договора в запланированные сроки и в рамках заложенного бюджета, поскольку картина происходящего ежедневно видна и доступна для принятия верных решений.

«Когда у специалиста в руках нет никаких цифровых инструментов, он принимает решение, базируясь на интуиции и имеющейся информации. Автоматизация контрактного менеджмента дает ему дополнительные факты, принимая рациональный анализ», – пояснила начальник Управления по развитию закупочных процессов и системы управления исполнения договоров Подразделения по организации закупок и МТО Департамента по закупкам и капитального строительства «Газпром нефти» Дина Бойко.

Например, в компании «Газпром нефть» автоматизация контрактного управления позволила добиться значительных результатов:
  • время на формирование аналитических отчетов по исполнению договорных обязательств сократилось до считанных минут,
  • повысилась точность и надежность получаемых данных о ходе исполнения работ и услуг,
  • сократился объем претензионной работы,
  • снижен рост стоимости договора в ходе его исполнения, обусловленный несоблюдением договорных обязательств,
  • уменьшились трудозатраты сотрудников на ведение договоров.
Яркий пример – автоматизированная система ЛИНКОН и сервис для автоматического извлечения типовых единичных обязательств. Они позволяют за 5 минут проанализировать документ и создать реестр обязательств по договору. Автоматизация сокращает время выполнения операций и уменьшает количество ошибок. Так, временные затраты на сопровождение договора сокращаются на 18%, объем претензионной работы – на 55%.

Все сложное – просто с ЛИНКОН

Автоматизированная система ЛИНКОН создана на основании методологии и бизнес-требований «Газпром нефти», является российской разработкой и закрывает большой объем функционала, необходимого для автоматизации управления договорами.

Базовой единицей учета в системе является договор, который внутри делится на обязательства (ключевая сущность в системе), которые собираются в реестр обязательств внутри каждого конкретного договора. В случае неисполнения договорных обязательств, в зависимости от ситуации, вносятся изменения в договор или инициируется допретензионная работа.

Система ЛИНКОН позволяет работать по всем этим направлениям – создавать и контролировать исполнение обязательств, анализировать стоимость и прогресс хода исполнения договора, вести допретензионную и претензионную работу, отслеживать платежи, создавать запросы на изменение условий, управлять изменениями по договору, фиксировать заключение дополнительных соглашений. ЛИНКОН интегрирована со смежными системами документооборота, платежной системой, а также имеет широкий спектр инструментов визуализации аналитики – дашборды, различные виды отчетов для контрактных инженеров и руководителей.

«Система ЛИНКОН задумывалась и строилась как единое поле для работы с договорами как со стороны заказчика, так и со стороны подрядной организации. Роли для сторон определены разные, но видеть исполнение договоров могут обе стороны договора. В решении реализован функционал по обмену задачами, постановке сроков по их исполнению, напоминания о приближении контрольных точек по договору. Это повышает прозрачность, оказывает положительное влияние на взаимоотношения «Газпром нефти» с компаниями-партнерами, что в свою очередь ведет к устойчивому росту и развитию бизнеса», – рассказала Дина Бойко.

Функционал ЛИНКОН постоянно расширяется, отвечая на постоянно возрастающие запросы пользователей, меняющиеся бизнес-потребности. В ближайшее время планируется добавить в ЛИНКОН новые функции, которые еще больше повысят эффективность и удобство работы с договорами, например, шаблонизировать типовые формы дополнительных соглашений и документы по допретензионной работе.

«Газпром нефть» видит большой потенциал в использовании решения не только внутри компании, но и в других организациях и рассматривает возможность вывода ЛИНКОН на внешний рынок. Компания уверена, что внедрение ЛИНКОН на внешнем рынке позволит другим компаниям воспользоваться передовыми инструментами в области контрактного менеджмента, что улучшит их бизнес-процессы и снизит операционные риски.

Цифровые инструменты в контрактном управлении

В процессе цифровизации контрактного управления работают те же ИТ-тенденции, что и в целом в бизнесе, связанные с новой промышленной революцией и Индустрией 4.0. Среди этих трендов можно выделить развитие искусственного интеллекта (ИИ), нейросетей, Интернета вещей (IoT), больших данных (Big Data), аналитики, облачных сервисов и др.

Самая «горячая» ИТ-тенденция последних лет – нейросети и ИИ – активно применяются в контрактном менеджменте, помогая, например, в решении следующих задач:
  • Анализ и классификация договоров. ИИ быстро анализирует текст договоров, классифицирует их по типам, выделяет ключевые условия и обязательства, что значительно ускоряет работу с документами;
  • Выявление рисков. Анализируя исторические данные, нейросети могут находить потенциальные риски, помогая специалистам заранее выявить проблемы;
  • Автоматизация создания документов. ИИ генерирует типовые документы по шаблонам, экономя время на выполнение рутинных задач;
  • Предсказательная аналитика. ИИ использует исторические данные для прогнозирования возможных проблем и предлагает решения для их предотвращения.
Помогая в решении рутинных задач, искусственный интеллект дает возможность контрактному инженеру сосредоточиться на тех аспектах контрактного менеджмента, которые требуют участия человека. К этим аспектам, например, относятся:
  • Стратегическое принятие решений. ИИ предоставляет данные и прогнозы, но окончательное решение остается за человеком;
  • Переговоры и коммуникация. Переговоры с партнерами, разрешение конфликтов и личное общение требуют эмоционального интеллекта и навыков межличностного общения;
  • Интерпретация связей и действий, выявление причинно-следственных связей. Обязательства в договоре представляют собой набор сущностей, какая из них предшествует другой, в какой связи они находятся, к каким последствиям это привело, – этот анализ должен выполнять человек, как на этапе составления договора, так и на этапе его реализации;
  • Оценка юридических нюансов. ИИ может анализировать текст, но сложные юридические вопросы требуют экспертного знания юристов;
  • Контроль качества. На сегодняшний день только человек может проконтролировать фактическое качество проделанной ИИ работы для обеспечения точности выполнения задачи и соответствия результата заданным требованиям;
  • Недавно появившиеся задачи. ИИ обучается на определенной исторической выборке и при появлении принципиально новых данных требуется его дополнительное обучение.
«Чтобы подрядчик приступил к исполнению тех или иных работ, ему необходимо передать площадку. Далее требуется, чтобы подрядчик прибыл и мобилизовался в должном качестве и в должном количестве персонала и оборудования. Ни одна система ИИ не сможет отследить как качественно подрядчик мобилизовался на площадку, это должен сделать человек, который придет на площадку и оценит «глазами» качество мобилизации», – привела пример Дина Бойко.

Еще одна технология, активно развивающаяся в промышленности и имеющая значительный потенциал в контрактном управлении – Интернет вещей (IoT). Она позволяет собирать и анализировать данные с различных устройств и датчиков в режиме реального времени. Данные, поступающие от датчиков оборудования, систем позиционирования и других систем могут применяться в контрактном менеджменте как элемент автоматизации контроля исполнения договорных обязательств.

Примеры того, как IoT может применяться в контрактном менеджменте:
  • Мониторинг исполнения договоров в реальном времени. IoT-устройства могут собирать данные о выполнении условий контрактов. Например, датчики могут отслеживать состояние оборудования и условия хранения продукции, что обеспечивает соответствие фактических параметров контрактным обязательствам;
  • Управление ресурсами и логистикой. IoT-устройства отслеживают передвижение грузов и материалов, предоставляя данные о сроках доставки и состоянии товаров, что помогает обеспечить выполнение условий поставки и своевременное исполнение договоров;
  • Повышение прозрачности и доверия. IoT-системы автоматически фиксируют данные о выполнении обязательств, делая процессы более понятными для сторон договора и снижая риски недобросовестного исполнения договоров, что укрепляет доверие между партнерами;
  • Управление запасами. IoT-датчики отслеживают уровни запасов сырья и готовой продукции, автоматически инициируют заказы и управляют поставками, способствуя своевременному выполнению договоров;
  • Аналитика и прогнозирование. Собранные IoT-данные используются для анализа и прогнозирования выполнения договоров, что позволяет точнее планировать ресурсы и улучшать управление договорами.
Таким образом, IoT расширяет возможности контрактного менеджмента, делая процессы более прозрачнымии эффективными. Внедрение IoT-технологий снижает риски ошибок, повышает доверие между партнерами, что в конечном итоге повышает производительность и конкурентоспособность компании. Однако не все технологии зрелые и доросли до полномасштабного внедрения.

Системы видеонаблюдения и видеоаналитики с использованием ИИ позволяют проводить мониторинг количества сотрудников, находящихся на площадке, использование ими средств индивидуальной защиты (СИЗ), обеспечение безопасных перевозок и др. Это служит инструментом повышения уровня производственной безопасности и в т.ч. учитывается при управлении договором с подрядчиком.

Индустрия 4.0 предлагает множество других разнообразных технологий, которые можно успешно применять в контрактном менеджменте. Одним из широко развиваемых в мировой практике цифровизации контрактного менеджмента направлений являются блокчейн и цифровые контракты. Блокчейн представляет собой совокупность децентрализованных данных, обмен которыми выполняется по безопасным каналам, что позволяет реализовывать цифровые (смарт) контракты. Использование смарт-контрактов обеспечивает шаблонизацию и упрощение процесса управления договорами, поскольку текст договора становится машиночитаемым, он уже изначально размечается на обязательства и действия, которые должны предпринять стороны в рамках контракта, а их исполнение подтверждается автоматически. Это сокращает объем бумажного документооборота, обеспечивает постоянство данных, повышает точность и безопасность при исполнении договоров. Пока данные технологии развиты недостаточно для масштабного внедрения в бизнес-процесс, но перспективы весьма многообещающие.

Еще один технологический тренд, используемый для автоматизации контрактного менеджмента – Big Data. Обработка обширных объемов информации позволяет выявлять закономерности и тренды, что способствует прогнозированию и управлению рисками. Так, использование аналитики данных позволяет выявлять ключевые метрики эффективности договоров и оптимизации их условий.

Также большие перспективы имеет роботизация процессов (Robotic process automation, RPA) – технология автоматизации бизнес-процессов, применяемая для рутинных задач, которые выполняются по четко определенному алгоритму. В контрактном менеджменте программные роботы помогают в заполнении форм и обработке стандартных запросов, автоматической генерации документов и уведомлений по шаблонам.

На острие технологических трендов

«Газпром нефть» является одной из первых нефтяных компаний России, которая начала цифровую трансформацию своего бизнеса, рассматривая это направление как одно из основных в своем развитии. Ориентация на технологические тренды затрагивает и контрактное управление.

Так, в управлении договорами «Газпром нефть» использует технологии, которые позволяют компьютерам читать и понимать естественный язык, анализируя текст для выделения информации о конкретных обязательствах в договоре. Используемые системы могут извлекать структурированную информацию из неструктурированных текстовых данных, к которым и относится любой сложный договор.

«Мы постоянно рассматриваем технологические новшества, которые мы можем внедрить в работу для автоматизации и цифровизации контрактного управления. Например, мы разработали и уже выводим в продуктив высокотехнологичный сервис, который позволяет автоматически извлекать из договора типовые обязательства. Сервис работает следующим образом: мы загружаем в систему скан или документ в текстовом формате, система выявляет обязательства и на выходе мы получаем таблицу, в которой отображается в каком пункте договора какие обязательства имеются, кто исполнитель, в какие сроки они должны быть реализованы и т.д. Впоследствии мы планируем внедрить этот сервис в систему ЛИНКОН», – рассказала руководитель направления по автоматизации бизнес-процессов Управления по внедрению системы управления договорами Анна Магаз.

Технологии Интернета вещей в «Газпром нефти» реализованы, например, в системе логистики нефтепродуктов, но для контрактного менеджмента в компании IoT пока остается перспективной задачей.

Компания постоянно изучает новые технологии и оценивает возможность их внедрения для оптимизации процессов с учетом их экономической эффективности. При оценке необходимости внедрения технологий всегда учитывается их окупаемость. Некоторые операции не требуют автоматизации, тогда как многие задачи можно автоматизировать с использованием доступных и недорогих технологий. Если стандартные методы не справляются, «Газпром нефть» рассматривает инновации, оценивая их потенциальную пользу и экономическую целесообразность. Также следует учитывать саму специфику контрактного управления – поскольку работа идет с договорами, имеющими юридическую силу и значительную стоимость, к внедрению технологических новшеств следует подходить взвешенно, выбирая те решения, которые уже апробированы временем.

Сочетание современного бизнес-подхода по управлению договорами и системной работе, с применением специальных цифровых инструментов, учитывающих потребности компании, работает на снижение рисков, повышение эффективности и создание дополнительной ценности для компании. Цифровое управление договорами дает возможность структурировать информацию, проводить глубокий анализ данных, в автоматизированном режиме отслеживать соблюдение обязательств по договору. Функционал цифровых систем позволяет разгрузить контрактных инженеров от рутинных операций по договору, высвобождая ресурс для тех направлений работы, где необходимо участие человека.