6 мин
...

Цифровизация отрасли: зачем нефтегазовые компании внедряют голосовых помощников

Компания Umbrella IT рассказывает о цифровой трансформации ООО НОВАТЭК НТЦ: как разрабатывали разговорный искусственный интеллект, каких результатов достигли и какую роль в этом сыграло партнерство с лидерами IT-индустрии

Цифровизация отрасли: зачем нефтегазовые компании внедряют голосовых помощников

Москва, 29 ноя - ИА Neftegaz.RU.

Будущее нефтегазовой отрасли за инновациями

Внедрение цифровых технологий открывает перед enterprise-компаниями новые горизонты: кратно сокращает издержки, автоматизирует процессы, повышает промышленную безопасность, увеличивает производительность труда. Таких результатов удается достичь с помощью новаторских IT-решений – например, внедрения голосового помощника в производство.

Недавно НОВАТЭК НТЦ разработал виртуального ассистента Нова – инновационное приложение, которое предоставляет сотрудникам компании доступ к данным о процессах на скважинах без подключения к интернету. Ранее вся информация агрегировалась из суточных отчетов супервайзеров в единый формат и рассылалась по электронной почте. Теперь сотрудник может задать вопрос помощнику Нова и получить ответ за несколько секунд.

1.2.png

С чего начинается цифровизация

Цифровые изменения в компании проходят наиболее эффективно, когда все организационные уровни вовлекаются в процесс трансформации: руководство задает общую стратегию, но право инициативы принадлежит каждому.

В 2019 году у НОВАТЭК НТЦ появилась потребность оптимизировать доступ к информации по скважинам. Часто возникали технологические вопросы, которые требовали обратиться в различные источники или открыть несколько документов или приложений в поисках ответа. Специалисты отвлекались от выполнения прямых обязанностей и тратили время на поиск.

Так появилась идея автоматизировать процесс поиска информации: разработать программное обеспечение для нефтяной отрасли с технологией распознавания речи, обучить разговорный ИИ профессиональным терминам и научить предоставлять нужные данные по запросу. Стандартных инструментов, которые удовлетворяют всем требованиям безопасности, на рынке не было, поэтому требовалось создать инструмент с нуля.

Так как в НОВАТЭК НТЦ не было собственных ресурсов для реализации подобного проекта, было принято решение найти IT-партнера. Важным условием сотрудничества стала итерационная разработка. Такой подход позволил бы быстро получить именно то решение, которое нужно бизнесу, и начать возвращать инвестиции уже на ранних этапах реализации.

1.3.png

В поиске партнера помогла бизнес-школа СКОЛКОВО, в которой Иван Шаров, генеральный директор НОВАТЭК НТЦ, проходил обучение. При очередном посещении кампуса школы Иван Шаров увидел информацию о другом выпускнике, основателе компании Umbrella IT Станиславе Мешкове. Благодаря сообществу выпускников им удалось связаться и обсудить возможное сотрудничество.

Проверка концепции и валидация IT-партнера

Чтобы убедиться, что выделение бюджета на разработку голосового ассистента обосновано, НОВАТЭК НТЦ нужно было проверить техническую осуществимость IT-решения и его практическую ценность.

Наиболее эффективный инструмент для проверки инновационной идеи – Proof of Concept (PoC). Это разработанная в сжатый срок демо-версия будущего продукта, которая содержит только одну ключевую функцию или один сценарий использования. Так, демо-версией для голосового помощника Нова стало приложение, в котором реализовали лишь один сценарий: вывод телеметрических данных со скважины в бурении по ее номеру после подачи голосовой команды. Этого оказалось достаточно, чтобы подтвердить возможность реализации голосового бота, который сможет работать внутри локальной сети.

Формат Proof of Concept концептуально ближе к исследованию – полученный результат может совсем не использоваться в дальнейшей разработке продукта. Поэтому для ускорения процесса и экономии средств при проверке концепции используются готовые решения. Для голосового помощника ими стали Siri и Google Assistant, адаптированные под предметную область НОВАТЭК. Команде разработки Proof of Concept удалось справиться с задачей за 3 недели – в два раза быстрее предварительной оценки. Во многом этому способствовали отработанные процессы проверки новых идей.

Разработка PoС решала еще одну серьезную задачу – провалидировать IT-партнера до старта масштабных работ. Это критично важный этап, так как для проекта с большими объемом неопределенностей важно иметь IT-партнера, способного эффективно управлять проектом и приносить быстрый результат.

Распространенная практика – проверить IT-компанию в процессе работы над небольшим тестовым проектом. Команда Umbrella IT выделилась на фоне конкурентов, реализовав PoC в сжатые сроки. Это помогло НОВАТЭК НТЦ определить ценность решения для бизнеса, выбрать IT-партнера и приступить к разработке Новы.

Аналитика и CustDev: проверка сценариев использования

Первые два месяца работы НОВАТЭК НТЦ отвел под проектирование, чтобы снизить риски возникновения сложностей на этапе внедрения цифрового помощника. Будет ли сотрудникам удобно им пользоваться? Все ли функции в итоге окажутся востребованы? Чтобы в итоге не потратить часть бюджета впустую, нужно было получить ответы на эти вопросы еще до разработки.

Перед стартом работ команда Umbrella IT приехала в Тюмень на встречу с менеджментом НОВАТЭК НТЦ, чтобы синхронизироваться в видении, обсудить риски и обозначить ожидаемые результаты. Это позволило еще на этапе переговоров порекомендовать инструменты, которые точечно решили часть задач, а также обменяться управленческими инсайтами.

Первыми к работе над Новой подключились системные аналитики Umbrella IT. Они провели конкурентную разведку представленных на рынке виртуальных ассистентов: Алиса (Яндекс), Маруся (Mail.ru), Google Assistant (Google), LubeChat (Shell) – при разработке интерфейса «‎Новы» использовались лучшие практики.

Однако даже самый качественный анализ конкурентов не гарантирует, что в итоге приложение будет решать стоящие перед целевой аудиторией задачи. Главный источник знаний в разработке – конечные пользователи продукта. Proof of Concept уже доказал жизнеспособность и бизнес-ценность ключевой функции голосового помощника. Для проверки остальных сценариев использования команда аналитиков вместе с UI/UX дизайнерами провела тестирование макетов приложения на целевой аудитории.

Этот шаг помог заранее качественно улучшить макеты и сократить издержки на этапе разработки.

1.0.png

MVP для ускорения запуска и возврата инвестиций

Для НОВАТЭК НТЦ было важно как можно раньше запустить продукт и начать возврат инвестиций. Команда Umbrella IT предложила разработать MVP продукта – первую версию голосового помощника с основным набором функций, критично необходимых для запуска.

В MVP Новы были добавлены 34 запроса, с которыми сотрудники компании могли обратиться к цифровому помощнику – например, вывести информацию по проблемам на скважине и отправить детализированный отчет на почту. Если в процессе работы возникала необходимость добавить новый запрос, менеджер проекта совместно со стейкхолдерами определяли его приоритет: либо заменял им один из исходных запросов, либо заносил в бэклог для следующей версии приложения.

Чтобы сотрудники могли использовать Нову в офлайн-режиме, распознавание и синтез речи были реализованы без использования сторонних сервисов. Словарный запас помощника расширили и дополнили профессиональными терминами из нефтегазовой отрасли.

Мы только начинаем активное использование данного инструмента, но уверены в его потенциале и сокращении временных издержек наших специалистов на получение необходимой информации, что как следствие, выразится в прямой выгоде для Компании», – делится Иван Шаров.

Масштабирование и интеграция MVP в бизнес-процессы

Umbrella IT передала НОВАТЭК НТЦ все необходимые данные для самостоятельной поддержки продукта: исходный код и проектную документацию с описанием структуры приложения и работы каждого компонента. Команда разработки также подготовила детальный план передачи знаний внутреннему IT-отделу корпорации. Однако НОВАТЭК НТЦ решил продолжить развивать голосового помощника совместно с IT-партнером.

«Голосовой помощник Нова стал интересным экспериментом, который открыл перед НОВАТЭК НТЦ возможности для дальнейшей автоматизации процессов. Так, следующая итерация голосового помощника научится генерировать и отправлять на почту отчеты, вносить надиктованную информацию в базу данных, запускать при помощи голосовой команды другие приложения из внутреннего ПО. Сотрудники смогут использовать Нову, чтобы написать заявление на отпуск, оформить типовые документы, получать подсказку, к кому обратиться за той или иной информацией. Всё это поможет сократить время на административные нужды, – Владимир Гребенщиков, старший эксперт Департамента бурения и внутрискважинных работ НОВАТЭК НТЦ о перспективах развития продукта. – Сама Нова станет более живой и человечной: научится лучше извлекать из команды бизнес-контекст, а также сможет поддерживать диалог на различные темы, возможно рекомендовать книги или контент для развития сотрудника».

Долгосрочная цель – сократить издержки на развитие Новы. Для этого в следующей версии будет реализован конструктор запросов. С его помощью любой пользователь, вне зависимости от уровня технических знаний, сможет добавлять в голосовой помощник новые команды, а команда проекта будет валидировать эти запросы и расширять функции Нова.

Шаги НОВАТЭК НТЦ на пути цифровизации оказались успешными благодаря тому, что на одном проекте сошлась высокая мотивация менять и оптимизировать собственные процессы и высокая компетенция команды, способной это сделать. Разрабатывая IT-решения итерационно, экспериментируя и внедряя наиболее удачные решения, компания движется к намеченным бизнес-целям самым коротким путем.

«Мы рады наблюдать за трансформацией, которую на наших глазах переживает НОВАТЭК НТЦ, – отмечает Михаил Меньшинский, генеральный директор Umbrella IT. – Компания уже сделала большой шаг в сторону цифровизации, и у команды есть четкое видение дальнейших действий. Мы верим, что НОВАТЭК достигнет успеха и укрепит лидерские позиции в отрасли»

Автор: Е. Данильчук

Источник : Neftegaz.RU