В течение ближайшего года в России будет создана единая система координации транспортных потоков по Северному морскому пути. Профильное министерство сохранит за собой регулирующие функции, а диспетчеризация и управление флотом останутся за структурами Росатома, заявил глава Министерства по развитию дальнего Востока и Арктики А. Чекунков по итогам недавнего совещания в правительстве РФ, посвященного развитию арктических территорий
Москва, 6 мая - ИА Neftegaz.RU. Министр назвал
Северный морской путь «проектом поколения».
По его словам, за последние 5 лет объем грузопотоков по СМП вырос почти в 5 раз.
При существующих темпах роста к 2024 г. по самой северной транспортной артерии страны предстоит перевозить 80 млн т грузов в год.
К 2030 г. предстоит взять «планку» в 150, а по некоторым сценариям - 200 млн т.
Около 80% грузов составят нефть, газ, высококачественный уголь, грузы северного завоза, а в будущем - дорогие транзитные грузы.
Для этого предстоит решить комплекс задач, в т. ч. и ключевой вопрос - синхронизацию работы тех предприятий и инвестиционных проектов, которые формируют грузовую базу СМП, и расширить его мощности.
Помимо этого, по всей трассе Севморпути должны быть созданы базы транспортного-логистического обеспечения перевозок в промежуточных портах - Мурманске, Тикси, Певеке и других, более мелких.
«Кроме того, развитие Северного морского пути сложно представить без развития железнодорожных подходов, - подчеркнул исполнительный директор Ассоциации полярников Мурманской области А. Фадеев. - Для этого параллельно с СМП должен быть реализован проект Северный широтный ход. Транспортную систему в Арктической зоне РФ необходимо развивать комплексно, поскольку без этого невозможно обеспечить связанность российских территорий. Население России составляет 2% от всего количества людей, живущих на планете, и при этом Россия является по площади самой большой страной в мире».
Еще одна фундаментальная задача - создание эффективно работающего флота. Технология перевозки сжиженного природного газа в танкерах-газовозах по своей сложности сопоставима с освоением космоса.
Аналогичную сложность имеет транспортировка
нефти через арктические моря.
Строительство таких судов также необходимо координировать с развитием добывающих мощностей и транспортной инфраструктуры СМП.
Сейчас предполагается построить 55 транспортных судов высокого
ледового класса, в т. ч. 10 - для перевозок внутри России, которые будут работать в т. ч. на регулярной контейнерной линии.
Также до 2030 г. принято решение построить еще 6 ледоколов в дополнение к тем атомоходам проекта 22220, которые уже строятся.
Кроме того, освоение Арктики подразумевает не только разработку шельфовых месторождений, но и залежей сырья на суше.
Добытые ресурсы необходимо подвозить к портам, грузить на суда и доставлять потребителям, и для этого также понадобится отдельный каботажный флот.
Сегодня каботажные перевозки между арктическими регионами находятся в зачаточном состоянии.
«Только Россия сегодня возит нефть через Северный Ледовитый океан. Такого в мире не может делать никто, даже Норвегия, - добавляет А. Фадеев. - При том увеличении грузопотока по СМП, о котором идет речь, мы должны быть готовы к потенциальным чрезвычайным ситуациям».
Как отметили в Минвостокразвития, сегодня в акватории СМП несут дежурство только 8 судов аварийно-спасательного флота, до 2024 г. будет построено еще 16.
Всего необходимо 54 судна.
Кроме того, уже строятся 13 спасательных вертолетов и крупный центр МЧС в Певеке, аналогичные центры предполагается построить в Сабетте, Диксоне и Тикси.
Другой комплекс вопросов, которые предстоит решать при координации перевозок по Севморпути, - это северный завоз, без которого невозможно развивать арктические инвестиционные проекты.
СМП является не только коммерческим маршрутом, но и «дорогой жизни» для почти 3 млн человек, работающих в арктических портах, на месторождениях, заводах и объектах социальной инфраструктуры.
Сегодня централизованного управления северным завозом не существует, этой работой вынуждены заниматься администрации арктических регионов и даже некоторых муниципалитетов по отдельности.
Нет сомнений, что местным властям такая работа не под силу, поскольку это задача федерального масштаба.
Пока не существует даже четкого определения, что такое северный завоз и к каким регионам он относится, подчеркнул член научного совета при Совете безопасности РФ М. Григорьев.
Проводка грузов по арктическим морям должна стать предсказуемой, гарантированной и экономически выгодной для грузоотправителей.
Прежде всего, услуги транспортного "моста", которым является Севморпуть, должны быть недорогими для его пользователей.
Перекладывать оплату тарифов ледокольной проводки на грузоотправителей означает сделать перевозку невыгодной.
Эти тарифы еще предстоит разработать и внедрить.
А. Чекунков, министр РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики:
- Чтобы повысить эффективность северного завоза, мы провели детальную диагностику логистических схем организации закупок и доставки товаров. Видим большое пространство для удешевления и увеличения скорости доставки. Готовится проект федерального закона, определяющего статус участника северного завоза. Планировать закупки товаров мы будем через цифровую платформу.
Автор:
А. Михайлов