USD 92.5058

-0.79

EUR 98.9118

-0.65

Brent 87.99

-0.05

Природный газ 1.966

-0

3 мин
...

Применение ГИС-технологий для оценки геоэкологических рисков трубопроводного транспортирования углеводородного сырья

Применение ГИС-технологий для оценки геоэкологических рисков трубопроводного транспортирования углеводородного сырья

На основе исследований по предполагаемым трассам инфраструктуры нефтегазоконденсатных магистральных трубопроводов обоснована методика оценки геоэкологических рисков трубопроводного транспортирования на основе ГИС.
Она базируется на трех уровнях сбора информации: базовой информации о природно-технической системе (ПТС), существующей до начала строительства; информации о ПТС, полученной в процессе изысканий; оперативной информации, полученной в процессе строительства и эксплуатации ПТС. Такой подход делает реальным и своевременным прогноз и предупреждение природно-техногенных аварий на всех стадиях создания и функционирования сооружений.
Реальность предупреждения аварий обеспечивается:
• данные массива горных пород;
• данные мониторинга природной среды и самого трубопровода;
• объективизацией информационной составляющей ГИС за счет использования данных аэрокосмического зондирования и наземных обследований, фиксирующих стадии и интенсивность проявления опасных природно-техногенных процессов;
• точностью машинной обработки вводимой информации; оперативностью получения картографической информации, как на любую точку трассы, так и на всю трассу в любом масштабе;
• надежностью хранения баз данных (БД);
• оперативностью выдачи данных в любом виде (цифровом, графическом, картографическом, текстовом; на бумажной и электронной основе);
• возможностью оперативного обновления, размножения и передачи информации на любое расстояние без потери качества.
При формировании перечня задач, решаемых в системе оценки геоэкологических рисков, ГИС ориентируется на следующее:
• предупреждение природно-техногенных аварий и катастроф при строительстве и эксплуатации магистральной трубопроводной системы (МТС);
• зонирование трассы по степени подверженности авариям информации для формирования БД используются: метаданные, электронные карты и общая информация. Анализ геоэкологических рисков заключается в следующем:
• определение факторов риска от следующих воздействий: природные и антропогенные, среди которых: качество производства труб и оборудования, качество строительно-монтажных работ, эксплуатационные факторы, коррозия, человеческий фактор;
• осуществление оценки риска и прогноз развития ситуации. Под этим подразумевается количественная оценка риска (расчет выхода продукта при аварии, расчет площади загрязнения) и качественная оценка риска (определение потенциального ущерба окружающей среде);
• разработка практических рекомендаций по снижению риска на основе уже проведенной оценки и прогноза динамики событий, с учетом экономической эффективности. Возможны рекомендации по оптимизации трассы с учетом природных факторов, таких как особенности рельефа, геолого-тектонических условий, наличие полезных ископаемых, флоры и фауны территории, по которой будет проходить трубопровод;
B процессе разработки модели оценки геоэкологических рисков (рис 1) был выполнен следующий комплекс работ:
• собрана и подготовлена исходная информация (аэрокосмическая, картографическая, справочная и др.) по территории Кольского полуострова;
• разработаны и составлены тематические карты;
• выбраны и адаптированы программные средства, позволяющие осуществить ввод, систематизацию и обработку исходной информации;
• разработана структурная схема географической БД на территории прохождения трубопровода;
Данные некартографического характера использовались в форме, обеспечивающих их последующую пространственную привязку в создаваемой БД ГИС. Надежное обеспечение геоэкологического анализа возможно только в специально создаваемых информационных системах, в качестве элемента которых входят ГИС. Информационные модели позволяют решать задачи анализа рисков, которые очень важны при эксплуатации u1090 трубопроводных систем.
При недостатке законченных и точных данных многие трубопроводные компании применяют различные модели относительной оценки риска, основанные на доступных данных о трубопроводе, которые определяют приемлемый для них уровень риска в условиях ограничения ресурсов как технических, так и финансовых. Используя эти модели оценки риска, руководство газотранспортного предприятия устанавливает свой собственный алгоритм расчета рисков, которые способствуют выявлению тех мест на трубопроводе, где вероятности отказов и стоимость устранения связанных с ними последствий наибольшие. Этот алгоритм в таком случае действует как фильтр данных, на выходе которого идентифицируются участки трубопровода, уровень риска которых выше, чем у других участков.
Вместе с тем необходимо отметить, что модель относительной оценки рисков даст положительный результат только в том случае, если она использует актуальную и достоверную информацию о трубопроводе. И, наоборот, при использовании информации плохого качества - неполной, ошибочной или устаревшей - использование даже самой передовой системы оценки рисков может привести к совершенно ошибочным результатам.

Литература

Мазур И.И. Экология нефтегазового комплекса // М.: Недра, 1993. 495 с.

Хренов H.H. Основы комплексной диагностики северных трубопроводов. Наземные исследования // M.: Газоил пресс, 2005. - 608 c.

Черняев В.Д. Системная надежность трубопроводного транспорта углеводородов // М.: Недра, 1997. 518 с.




Автор: ДЕМАХИН А.Ю., ДЬЯКОВ А.Ю., ЗАПОРОЖЕЦ Д.В. Горный институт КНЦ РАН