С момента создания атомной отрасли в нашей стране самое пристальное внимание уделялось и уделяется задаче обеспечения комплексной безопасности ядерных объектов и материалов. Сегодня, когда стала реальной угроза «ядерного терроризма» с «грязной бомбой», эта задача обрела еще большую актуальность. С другой стороны, активная пропаганда радикальных псевдоэкологических организаций, особенно по поводу так называемого ядерного мусора, породила у значительной части населения мира «атомную фобию». Во многом безосновательную, поскольку одним из важнейших направлений любых ядерных программ, осуществляемых самыми различными государствами, было создание и совершенствование систем безопасности ядерно и радиационно опасных объектов, в том числе при транспортировке ядерных и радиационных материалов.
Уже в 1960-х годах руководством отечественной ядерной отрасли было принято решение о необходимости совершенствования защиты ее предприятий путем широкого внедрения технических средств и комплексов охраны ядерно опасных объектов. Реализация этой задачи была возложена на Специальное научно-производственное объединение «Элерон». С 1963 года ФГУП «СНПО «Элерон»» является головной организацией в составе Минсредмаша СССР – Минатома СССР – Минатома России – Федерального агентства по атомной энергии (Росатома) по созданию систем физической защиты особо важных объектов, к которым относятся ядерно опасные объекты. Использование новейших технологий позволяет отнести предприятие к числу лидеров в области разработки и производства интегрированных систем безопасности.
С точки зрения вероятности «успешной» реализации угрозы захвата (хищения) наиболее уязвимый элемент жизненного цикла ядерных материалов – это именно их транспортирование, что обусловлено целым рядом факторов, включая невозможность создания запретной зоны вокруг транспортного средства, ограниченность сил охраны, неопределенность местонахождения транспорта при большой протяженности маршрутов. Именно поэтому создание Автоматизированной Системы Безопасности Транспортирования ядерных материалов было выделено в отдельный проект – проект АСБТ. Структура АСБТ приведена на рисунке.
Работы по проекту начались летом 1995 года, когда решением руководства Минатома «Элерону» была поручена разработка системы безопасности, основная функция которой заключалась в предотвращении захвата (хищения) ядерных материалов в процессе их перевозки. Пути решения такой задачи были конкретизированы в утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 марта 1997 года № 264 «Правилах физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов».
Кроме того, проект АСБТ занимает особое место в комплексе работ по программе учета, контроля и физической защите ядерных материалов, реализуемых в рамках российско-американского сотрудничества. Нужно отдельно отметить поддержку и помощь со стороны Министерства энергетики США и его национальных лабораторий, в особенности руководителя и всего коллектива транспортной группы Окриджской национальной лаборатории. В системе обеспечения безопасности транспортирования ядерных материалов задействовано немало различных министерств и ведомств – силовые структуры (МВД и Минобороны), транспортники (МПС, Минтранс), Академия наук, органы здравоохранения.
Поэтому одним из ключевых вопросов успешного продвижения проекта АСБТ было создание действенного механизма взаимодействия этих ведомств на всех этапах разработки и внедрения системы. Таким механизмом стала межведомственная рабочая группа, в состав которой вошли ведущие специалисты организаций, участвующих в перевозочном процессе и в обеспечении безопасности специальных перевозок.
В 1996 году была разработана и утверждена концепция АСБТ. В процессе разработки уточнялась модель угроз, тактика действий сил охраны, определялись функциональные задачи системы безопасности с учетом специфики подвижных объектов.
В соответствии с принятой концепцией система должна обеспечивать решение следующих задач:
• обнаружение и задержка доступа нарушителя к перевозимым грузам;
• мониторинг специальных перевозок;
• оповещение и информационная поддержка принятия решений в случае несанкционированного доступа к грузу, а также при организации работ по ликвидации последствий нештатных (аварийных) ситуаций, возникающих в процессе транспортировки.
При построении структуры АСБТ разработчики исходили из комплексности решения проблемы безопасности, учитывающей все, даже незначительные на первый взгляд аспекты. В результате в состав АСБТ вошли:
• система физической защиты, связи и навигации транспортных средств;
• средства дистанционного контроля местоположения и состояния перевозимого груза предприятий-отправителей (получателей) и центральной диспетчерской службы;
• автоматизированные рабочие места (АРМы) соответствующих служб;
• телекоммуникационная система, обеспечивающая информационное взаимодействие абонентов системы в режиме экстренной передачи аварийных сообщений и периодическую передачу информации о состоянии физической защиты и местоположении транспортного средства.
АРМы диспетчерских пунктов АСБТ обеспечивают решение функциональных задач системы, оперативный доступ к базе данных и визуализацию информации, включая:
• сведения о грузе, транспортном средстве, карауле;
• координаты местоположения транспортного средства, точное время событий;
• электронную масштабируемую карту района нахождения транспортного средства;
• дислокацию сил быстрого реагирования и т.д.
Реализуемый в АСБТ блочно-модульный принцип построения системы обеспечивает возможность ее адаптации применительно к различным видам перевозок (вагон, автомобиль) и поэтапно наращивать функциональные возможности системы.
В 1997 году было принято решение о поэтапной разработке и внедрении элементов физической защиты системы безопасности с целью реального усиления защиты перевозимых ядерных материалов на каждом промежуточном этапе реализации проекта. Тем самым функционально завершенные модули системы внедрялись еще до окончания разработки полномасштабной АСБТ.
Поскольку основной объем перевозок ядерных материалов осуществляется железнодорожным транспортом, уже на первом этапе создания АСБТ была проведена модернизация вагонного парка отрасли по сокращенной программе. Она заключалась в оборудовании грузовых отсеков вагонов физическими барьерами и в обеспечении оперативной радиосвязи между сопровождающими груз и машинистом локомотива. Результаты испытаний модернизированных вагонов наглядно подтвердили правильность выбранных решений.
Параллельно с внедрением «быстрых усовершенствований» шла работа по созданию полномасштабной АСБТ, нацеленная на системное решение вопросов безопасности транспортировки спецгрузов:
• оборудование вагонного и автомобильного парка отрасли системами безопасности, обеспечивающими эффективное обнаружение несанкционированных действий и препятствующими хищению ядерных материалов;
• развертывание сети диспетчерских (командных) пунктов, обеспечивающих мониторинг за передвижением всех транспортов с ядерными материалами отрасли и эффективную систему оповещения сил реагирования о возникновении чрезвычайной ситуации или совершении несанкционированных действий.
Особое внимание в процессе разработки АСБТ уделялось оценке эффективности применяемых мер безопасности, включая моделирование несанкционированных действий, при различных вариантах построения системы, и на этой основе – выбору наиболее приемлемых вариантов, проведению испытаний отдельных узлов, элементов и подсистем. При создании сложных многокомпонентных систем физической защиты актуальность задач математического и имитационно-игрового моделирования более чем очевидна. Опыт разработки и внедрения АСБТ подтвердил необходимость проведения таких работ применительно как к элементам системы физической защиты, так и к системе в целом.
Полномасштабные испытания отраслевой автоматизированной системы безопасности транспортирования специальных грузов были проведены в сентябре 2003 года в ходе командно-штабных учений «Саров-2003» на базе Российского федерального ядерного центра ВНИИ экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) в условиях, максимально приближенных к реальным. Тема учений – «Пресечение террористического акта в отношении ядерных материалов при их транспортировании железнодорожным и автомобильным транспортом и ликвидация чрезвычайной ситуации». Впервые Федеральным агентством по атомной энергии совместно с ФСБ, МВД, МЧС, МПС, Минздравом отрабатывались задачи совместных действий при попытке нападения на железнодорожный состав и на автомобильную колонну со специальным грузом.
В отличие от тактико-специальных учений по защите ядерных средств при их перевозке, проведенных Минобороны России в первой декаде августа 2004 года на полигоне в окрестностях города Оленегорска Мурманской области, итоги которых достаточно полно освещались в средствах массовой информации, командно-штабные учения «Саров-2003» прошли без особой PR-компании. Они были ориентированы на узкий круг российских специалистов и представителей правительства США. Однако значение этих учений для создания полномасштабной системы ядерной безопасности было исключительно велико.
Результаты учений наглядно подтвердили актуальность проводимых работ по совершенствованию системы перевозок специальных грузов путем внедрения современных автоматизированных систем безопасности, объединяющих в своем составе программно-аппаратные комплексы охраны, связи и навигации. Анализ результатов учений «Саров-2003» позволил разработать детальный план организационно-технических мероприятий, реализация которых существенно повысила эффективность как отдельных элементов АСБТ, так и системы в целом. Следует отметить, что итоги этих учений показали хорошее совпадение результатов моделирования с данными, полученными в процессе натурных испытаний.
Ключевым этапом проекта АСБТ стала опытная эксплуатация системы в составе двух диспетчерских пунктов предприятий (созданных на ПО «Маяк» в Озерске Челябинской области и в РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове Нижегородской области) и транспортных средств, оборудованных системами безопасности. В ходе опытной эксплуатации отрабатывались процедуры контроля перевозок специальных грузов по сети железных и автомобильных дорог и регламенты систем связи и оповещения сил реагирования на федеральном, региональном и местном уровнях, оценивались полнота и достаточность эксплуатационной документации и организационно-правовой базы АСБТ. В 2004 году диспетчерские пункты этих предприятий были сданы в промышленную эксплуатацию.
В настоящее время осуществляется мониторинг перевозок радиоактивных материалов железнодорожным транспортом на уровне предприятий-грузоотправителей (системами АСБТ оборудовано более 50 вагонов, находящихся в эксплуатации у предприятий Росатома, – это вагоны охраны и специальные грузовые вагоны).
В ближайшей перспективе работ по проекту АСБТ – решение следующих задач:
• создание новых транспортных средств и оборудование их системами безопасности;
• разработка концепции безопасности автомобильных перевозок;
• работы по развертыванию центрального диспетчерского пункта АСБТ в Росатоме и АРМов во Внутренних войсках МВД.
Определены и направления дальнейшего совершенствования физической защиты перевозок ядерных материалов:
• изготовление, оборудование средствами АСБТ и поставка предприятиям отрасли усовершенствованных вагонов для перевозки спецгрузов;
• изготовление новых специальных автомобилей и оборудование их средствами АСБТ;
• продолжение работ по развертыванию сети диспетчерских пунктов АСБТ;
• продолжение работ по оценке эффективности физической защиты ядерных материалов при транспортировании;
• создание системы долговременной поддержки эксплуатации АСБТ;
• разработка и внедрение нормативной документации по функционированию АСБТ;
• создание на базе СНПО «Элерон» учебного центра.
Традиционно основной для России вид транспортирования ядерных материалов – железнодорожные перевозки. В рамках проекта определена и обоснована потребность предприятий в этом виде транспорта. На Вагоностроительном заводе в г. Торжке уже изготовлены «пилотные» вагоны и ведется подготовка к их серийному выпуску.
Опыт использования с этой целью автомобильного транспорта не столь значителен. Оценка эффективности физической защиты перевозимых ядерных материалов и результаты учений «Саров-2003» показали, что меры защиты автомобильных перевозок явно недостаточны. Рабочей группой специалистов проделана большая работа по анализу всех составляющих системы безопасности этого вида перевозок и выработаны требования к составу и порядку построения колонны и к типу транспортных средств. Определены архитектура и состав системы физической защиты автомобильной колоны.
Сердце АСБТ – это диспетчерские пункты. Объединение их в единую сеть неразрывно связано с задачей оборудования подвижных объектов. Планируется завершение работ по развертыванию центрального диспетчерского пункта Росатома для обеспечения централизованного мониторинга перевозок ядерных материалов, оповещения и организации реагирования на нештатные ситуации на федеральном уровне.
Эффективное функционирование столь сложной системы, как АСБТ, невозможно обеспечить без соответствующего нормативного обеспечения. Его разработка – чрезвычайно важная и сложная задача.
В обеспечении перевозочного процесса специальных грузов задействованы организации многих ведомств. Тем самым внедрение АСБТ требует переработки действующих и создания новых нормативно-методических и организационно-распорядительных документов не только отраслевого, но межведомственного уровня. Как показывает практика, разработка и, главное, согласование документов такого уровня – достаточно трудоемкий и длительный процесс.
Поэтому высока и активность межведомственной рабочей группы на этом направлении. В настоящее время уже введены в действие:
• отраслевая «Концепция развития и совершенствования системы обеспечения безопасности при транспортировании радиоактивных материалов» (ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия из них);
• соглашения о взаимодействии Росатома с каждым из ведомств, причастных к обеспечению безопасности при транспортировании ядерных материалов;
• руководящие документы, регламентирующие вопросы организации связи и обеспечения защиты информации.
Определен перечень первоочередных нормативно-методических документов, требующих разработки и внедрения.
На ведомственном уровне необходимо разработать и утвердить основные требования к АСБТ и порядку ее функционирования, общие технические требования к подсистемам, требования к обучению персонала и т.п.
В ситуации, связанной с нападением на транспорт с целью захвата ядерных материалов, ключевое для подразделений силовых структур (МВД, ФСБ, МЧС и Минобороны) значение имеет временной фактор. Поэтому очевидна необходимость наличия комплекта нормативно-правовых документов, определяющих порядок взаимодействия сил реагирования этих ведомств с учетом возможностей, предоставляемых АСБТ.
Ядерной отрасли – уже более 60 лет, ядерно опасные объекты будут существовать еще многие десятилетия, если не века. Тем самым трудно переоценить важность такой задачи, как создание и развитие системы долговременной поддержки эксплуатации АСБТ, поддержания в исправном состоянии транспортных средств и сети диспетчерских пунктов. Уже начаты работы по созданию такой системы, включающей ремонт, техническое обслуживание, материально-техническое обеспечение, обучение.
Система поддержки эксплуатации любого технического комплекса должна работать как хорошо отлаженный механизм. Применительно к АСБТ задача многократно усложняется, поскольку необходимо обеспечить эффективное функционирование всех элементов автоматизированной системы безопасности, начиная с простейших датчиков, устанавливаемых в транспортных средствах, и заканчивая системами связи и локальными вычислительными сетями диспетчерских пунктов.
Еще раз подчеркнем, что залог успешной реализации проекта АСБТ – это обеспечение скоординированных действий коллектива разработчиков системы, специалистов Росатома и предприятий отрасли. На продолжение работы по повышению эффективности физической защиты ядерных материалов при их транспортировании нацеливают и утвержденные Президентом Российской Федерации 4 декабря 2003 года «Положения государственной политики в области обеспечения ядерной и радиационной безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» (№ Пр-2196).
Результаты работ по проекту АСБТ были рассмотрены и одобрены на заседании Правительства Российской Федерации. Решением Правительства Федеральному агентству по атомной энергии и соответствующим органам исполнительной власти РФ рекомендовано ускорить работы по внедрению АСБТ в промышленную эксплуатацию.
Результаты анализа рынка систем безопасности и специфики перевозок ценных грузов позволяют сделать вывод, что наиболее полно и комплексно проблема их защиты во время транспортировки решается в Росатоме. В настоящее время в России существует достаточно много различных систем мониторинга («Аркан», «Эшелон», «Арго-Страж», «Купол» и другие), однако по своей комплексности и применяемым техническим решениям они во многом уступают АСБТ.
Скажем, только в АСБТ в полном объеме реализованы требования по информационной безопасности, прежде всего обеспечение возможности передачи конфиденциальной информации по каналам связи с использованием сертифицированных средств криптографической защиты.
Хотелось бы надеяться, что результаты десятилетней работы творческого коллектива, созданного в СНПО «Элерон» для разработки АСБТ, найдут применение и за пределами системы Росатома. Тем более что тратить миллионы долларов на создание в каждом ведомстве собственной системы мониторинга при наличии такой уже апробированной системы, как АСБТ, явно не в интересах государства.
Особенность АСБТ состоит в том, что реализованные в рамках этого проекта решения могут быть использованы далеко не только при перевозке собственно спецгрузов (ядерные и радиоактивные материалы, токсические и отравляющие вещества, взрывчатые вещества). С учетом потребностей других отраслей и хозяйствующих субъектов совокупный объем рынка транспортировки различных ценных грузов измеряется миллионами долларов.
Одно из перспективных направлений возможного применения результатов, достигнутых в рамках проекта АСБТ, – это системы спутниковой навигации. Постановление Правительства РФ от 9 июня 2005 года № 365 обязало организации, чья деятельность связана с автомобильными и железнодорожными перевозками, оснастить с 1 января 2006 года соответствующей аппаратурой все транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров и грузов. Тем самым значительно расширяется существующий сейчас рынок систем спутниковой навигации.
Непосредственное отношение к реализации постановления № 365 в частности и к обеспечению безопасности перевозок в целом имеет вопрос о степени точности определения местоположения подвижных объектов.
В проекте АСБТ решение задачи обеспечения «несекретности» получаемых сведений о местоположении потребовало привлечения значительных денежных средств и специалистов соответствующей квалификации и заняло немало времени. Потребовалось проведение разработок и сертификации как приемников спутниковых навигационных систем (со значительным ухудшением параметров существующих устройств, что означает технический регресс), так и средств защиты информации, предназначенных для передачи полученных данных по каналам связи.
В обеспечение ядерной безопасности государства были вложены и продолжают вкладываться огромные средства. И хотя АСБТ не является коммерческим проектом, было бы явно нецелесообразным, если все затраты, понесенные Росатомом, не пошли бы на пользу другим ведомствам, в том числе и при реализации постановления № 365. АСБТ как система мониторинга способна найти применение во всех структурах, обеспечивающих перевозку различных грузов, прежде всего опасных и особо ценных.
Автор: Николай ШЕМИГОН, генеральный директор ФГУП «СНПО «Элерон» Юрий ДАВЫДОВ, первый заместитель генерального директора ФГУП «СНПО «Элерон» — руководитель проекта АСБТ http://www.technopolis21.ru