В настоящее время наиболее важным является разработка технических, технологических и организационных мероприятий по поддержанию надежности и безопасности, а также обеспечения бесперебойной поставки газа потребителям.
Эти задачи могут быть решены за счет внедрения новых технических средств, технологий и оптимальных методов организации производства ремонтно-восстановительных работ на магистральных газопроводах.
При этом к основным требованиям к технологии и организации капитального ремонта газопроводов для обеспечения эксплуатационной надежности с гарантийным сроком службы в современных условиях относятся:
- комплексная механизация;
- индустриализация технических решений;
- применение поточного метода производства организации работ;
- синхронизация основных и специальных видов работ;
- производительность и высокое качество работ;
- минимизация дополнительных напряжений, возникающих в процессе производства работ.
Однако опыт капитального ремонта газопроводов показал, что в современных условиях особое место при выборе технологии ремонта должна занимать минимизация дополнительных напряжений, возникающих в процессе производства работ. При капитальном ремонте магистральных газопроводов применялся в основном (исключая замену труб при ремонте) ремонт с заменой трубы, а около 30% - по технологической схеме ремонта газопроводов с подъемом и укладкой на берме траншеи (с заменой изоляции). Это было связано с тем, что при отсутствии специальных технических средств для ремонта газопроводов с разъемными рабочими органами на трассе в основном применялись общие строительные, очистные и изоляционные машины и ремонтные работы производились с подъемом и укладкой газопровода на берме траншеи. Следствием этого являлось ослабление сварных стыков, образование гофр и поломка труб, и при сдаче отремонтированного участка газопровода в эксплуатацию до 50% стыков требовали дополнительного просвечивания и ремонта.
Учитывая эти особенности и требования к ремонту газопроводов в современных условиях, наиболее передовой технологией, на наш взгляд, является ремонт газопроводов в траншее с сохранением его пространственного положения (рис.1). Все недостатки, которые имелись при ремонте с подъемом на берму траншеи, в предлагаемой технологии полностью отсутствуют и отвечают всем требованиям к технологии и организации капитального ремонта газопроводов в современных условиях. Кроме того, для данной технологии ПКФ разработаны специальные технические средства, которые позволяют при производстве капитального ремонта газопроводов сохранять ее пространственное положение (в траншее), применить комплексную механизацию и поточный метод организации производства работ, а также минимизировать появление дополнительных напряжений и объемы работ ремонта стыков на ремонтируемом газопроводе. Предлагаемая технологическая схема проверена многолетней практикой эксплуатации и ремонта линейной части магистральных газопроводов. В настоящее время с разработкой специальных ремонтных машин и механизмов технологические операции выполняются механизированными линейными комплексными потоками на газопроводах диаметром 529-1420 мм.
Рис.1. Технологическая схема ремонта газопроводов в траншее:
1 - бульдозер; 2 - машина послойной разработки грунта; 3 - вскрышной роторный экскаватор; 4 - подкапывающая машина; 5 - трубоукладчик;
6 - очистная машина (предварительная очистка); 7 - самоходные опоры;
8 - сварочная установка; 9 - передвижная установка контроля качества сварных соединений; 10 - очистная машина (окончательная очистка);
11 - грунтовочная машина; 12 - изоляционная машина; 13 - лаборатория контроля качества изоляционных покрытий; 14 - машина для
подсыпки и подбивки грунта под трубопровод
Очистная машина для предварительной очистки поверхности трубопровода от пленочной изоляции оснащена комплектом дисковых фрез (резцов), которые разрезают пленочную изоляцию в продольном и поперечном направлении, а далее с помощью резцов, установленных на переднем и заднем роторах машины, поверхность трубопровода полностью очищается от пленочной изоляции за один проход.
Для поддержания ремонтируемого трубопровода в пространственном (эксплуатируемом) положении применяются установки типа УП или самоходный подъемник «Атлант» (рис.1, поз. 7). Эти установки заменяют собой трубоукладчики, расставляются на определенном расстоянии согласно расчету и перемещаются по трубе в едином технологическом потоке и без опрокидывания.
После производства работ по отбраковке и восстановлению поверхности трубы следующей операцией является окончательная очистка и подготовка поверхности для нанесения изоляции. Эта операция в едином технологическом потоке выполняется с применением очистной машины марки ПТ-НН-ФО (рис.1, поз. 10). Очистная машина также разъемная, оснащена комплектом специальных резцов и щеток, которые позволяют подготовить требуемую поверхность трубопровода для нанесения грунтовки и нового изоляционного покрытия.
На подготовленную поверхность трубопровода наносятся грунтовки с помощью грунтовочной машины марки ПТ-НН-Г (рис.1, поз. 11), а на загрунтованную поверхность - изоляционное покрытие - битумно-полимерная термопластичная мастика методом экструзии с помощью изоляционной машины марки ПТ-НН-И (рис.1, поз. 12).
До окончательной засыпки отремонтированного участка выполняется операция по подсыпке и подбивке грунта под трубопроводом (примерно 60-65 см) с помощью подбивочной машины и производится окончательная засыпка газопровода.
Указанный комплекс машин полностью соответствует техническим и технологическим требованиям к ремонту линейной части магистральных газопроводов.
Методология формирования схемы развития и реконструкции газотранспортной системы РФ
Новый способ производства балластных труб
К вопросу о демонтаже трубопроводов
Автор: Мухаммедова Д. Ч., Журнал "Молодой Ученый"