Это один из самых рискованных проектов газовой индустрии - сооружение самого протяженного в мире трубопровода. Гигантские суда уложат 100 тыс труб, которые соединят Норвегию и Великобританию. На морском дне, напоминающем лунный ландшафт, современные роботы проложат траншею в местах, недоступных для человека. Уцелеет ли то, что будет создано в суровом Северном море?
В 120 км от побережья Норвегии находится одно из крупнейших в Северном море глубоководных газовых месторождений. При величине 40 на 10 км, оно содержит более 300 млрд м3 газа. Это Ормен Ланге.
Ормен Ланге покоится в ледяном склепе на глубине 3 тыс м под уровнем моря. Считают, что вследствие своей удаленности месторождение недоступно для человека и машин, но инженеры норвежской компании Norsk Hydro решили не упускать такой возможности, потому что этих запасов хватит, чтобы обеспечить 20% всей потребности Великобритании в голубом топливе в течение 40 лет. Норвежские инженеры знают, что газовый рынок Великобритании растет, потому что уголь, который традиционно обеспечивал ее экономику энергией, не является экономически рациональным видом топлива. Получаемый за границей газ все больше используется для вращения турбин, которые вырабатывают электроэнергию для жилых домов и заводов. И газа в стране нужно все больше и больше.
Начало проектирования трубопровода
Инженеры предложили план - для его осуществления понадобится 10 лет и 10 млрд долл США. Сначала на месторождении Ормен Ланге пробурят скважину, затем начнут транспортировать газ за 120 км на крупнейший норвежский перерабатывающий завод в Нюхамне, а потом газ пойдет в Великобританию за 1,2 тыс км. Но при строительстве такого длинного трубопровода на глубине придется преодолевать сложные препятствия.
Чтобы добраться до газового месторождения придется пробурить 2 тыс м морского дна, это сделают с помощью буровой установки, построенной на морском дне. Первая проблема - оползень Стурегга. Трубопровод, по которому пойдет газ с месторождения на завод, должен проходить через 300 метровую подводную возвышенность.
Рельеф морского дна слишком неровен для прокладки трубы, придется рыть траншею. Газ поступает вместе с опасной смесью обломков и холодной воды, способной разрушить перерабатывающий завод. Необходимо приспособить систему для транспортировки этого газа. Завод способен перерабатывать 70 млн м3 газа/сутки. Для выполнения этой работы задействованы самые крупные технические суда в мире, каждое из них предназначено для выполнения особых задач по глубоководному строительству.
Здесь, в суровом Северном море люди работают над водой, под волнами трудятся подводные аппараты дистанционного управления - ПАДУ. Эти машины настолько технологически совершенны, что просто кажутся фантастикой. Это огромная задача, но, имея такие деньги, как газовая индустрия, инженеры могут позволить себе мечтать. Но сколько им удастся сделать, осуществят ли они свою мечту, или этот проект обернется кошмаром.
Сначала по всему миру ищут газовую платформу, способную работать в этом море. Все существующие модели для этого не годятся - погода здесь слишком штормовая, а море глубокое. Они находят хитроумные решения - почему если нельзя подвести платформу к газу, то нельзя подвести газ к платформе.
В этом цехе в Тонсберге создают ключ к решению этой задачи. Смелым решением инженеры объединяют функции надводной платформы и подводного кондуктора для забуривания скважин. Это так называемая донная направляющая платформы, она направляет бур к залежам газа и контролирует его поток. Обычная газовая платформа находится в надводном положении, и ей управляет целая армия рабочих. В данном случае платформу опустят на дно, где не страшны никакие катаклизмы Северного моря.
Над платформой встанет на якорь буровое судно, откуда будет производиться бурение скважин. Когда скважина будет пробурена, и по трубам пойдет газ, буровое судно снимется с якоря, и направлять поток газа будет подводная направляющая платформа. 4 таких громадины поставят на дне моря, и с их помощью из 24 скважин этого месторождения будет ежедневно выкачиваться по 70 млн м3 газа. Подводная платформа будет направлять поток газа на завод, расположенный на берегу. Комплекс будет управляться дистанционно, из центра управления за 120 км отсюда.
Ричард Дейнон - инженер подводных работ
«Основная проблема состоит в том, что там темно. Установка платформы - очень трудная работа. Необходимо опустить оборудование, ну а это очень дорогое, очень ценное оборудование. Затем его нужно собрать с помощью роботов и убедиться, что нет течи. Все остальное достаточно легко».
Ставка велика. Инженерам приходится учитывать давление, способное раздавить обычную подводную лодку. Их техника должна работать безупречно в течение 40 лет в соленой воде в агрессивной среде. Платформу вывезут из склада, и сюда она больше не вернется, она навсегда будет прикована к морскому дну. Конструкция весом в 1 тыс т не сможет плыть сама, сооружение грузят на морскую баржу, которая доставит ее к месту установки.
Планирование проекта позади. Теперь успех проекта зависит от погоды. Платформу намечено доставить к месту установки за 4 дня в летнее, самое спокойное время. Впрочем, к северной Атлантике это не относится. Они встречают в пути самое большое крановое судно Тьяуф. Этот суперкран поднимает тяжелые грузы в море. 2 установленных на судне крана могут поднимать груз до 14 тыс т, столько весят 80 Боингов 747. Чтобы начать работу, баржа и Тьяуф ждут погодного окна.
Цена контракта по установке подводного объекта составляет 21 млн долл США. На карту поставлена большая сумма, поэтому они тренируются на берегу. Операторы крана и ПАДУ отрабатывают спуск платформы в 3d мире, имитирующем условия, в которых им придётся работать. Им будут противостоять погода, глубина и большой вес.
Наконец, пришла пора уникальных действий: тросы закреплены, начинается операция по спуску на дно технического объекта. Это их последний шанс, если они ошибутся и опустят объект не в том месте, то им придется строить новый. А это отбросит проект на год назад. Управляемые компьютером поворотные двигатели удерживают крановое судно над местом спуска. Конструкция уходит под воду и в дело вступает ПАДУ. Передавая видеоинформацию на пост управления, они становятся глазами тех, кто осуществляет операцию. Давление увеличивается, и инженеры проверяют установку на предмет возможных неполадок. С километровой глубины ПАДУ посылает сигнал оператору крана, который корректирует параметры спуска. Шарик необходимо удерживать ближе к центру мишени.
Спуск объекта, который уже находится в нескольких метрах до дна, продолжается - останавливаться нельзя. платформа заняла свое место. Она такая тяжелая, что ее опоры уходят на дно на 8 метров. Но инженеры должны знать, что они установили платформу в нужном месте, и поэтому сверяют координаты. Приборы показывают отклонение в 40 см. Достаточно близко, чтобы считать точность установки идеальной. Ее осуществляли с расстояния в 1 тыс м с бурной поверхности моря.
Платформа установлена, следующий этап - вскрытие газовой залежи. Бурение первых 8 скважин займет 2 года. Специальное судно West Navigator занимает положение над газовым месторождением. Газовые скважины Ормен Ланге будут самыми глубокими в мире скважинами. Инженеры используют головку бура, управляемую с судна. Собранная бурильная труба опускается на глубину в 1 км к подводной платформе. Оттуда бур опускается еще на 2 км в дно к газовой залежи и углубляется к платформе. Каждый шаг этого пути прослеживается и записывается в виртуальную базу данных. Она расширяется и используется инженерами искателями для очередного бурения. На суше инженеры могут попадать в заполненные газом полости благодаря впечатляющей трехмерной компьютерной модели. Виртуально исследуя морское дно и залежи, они могут выявлять самые перспективные части месторождения.
Енс Гримдар может рассчитывать путь бура, как бы изнутри полости.
«Я могу летать в этом мире с помощью джойстика и посредством движения руки перемещаться в этом пластовом резервуаре».
Данные, собранные во время процесса бурения отправляются в виртуальную базу, затем компьютер генерирует месторождение, и специалисты переносятся в газовую залежь.
С расстояния 10 км они с поразительной точностью могут определять нужные места. Подводная платформа получает энергию суши с помощью 25 метрового управляющего кабеля. По этому кабелю переносится такое количество электричества, которого хватило бы на нужды 20 тыс домохозяйств.
В этом кабеле также находятся трубы с гидравлической жидкостью, оптико-волоконный и электрический кабели. Соединение этих кабелей должно быть таким же прочным, как сварка трубопровода, ведь они обеспечат контроль и подачу топлива на подводную платформу, без этого платформа превратится в 1 тыс т металла, лежащих на дне Атлантики.
Поскольку кабель очень длинный, его производят на заводе, расположенном в доке. Кабель изготавливают и сразу наматывают на гигантскую катушку, которая находится на палубе судна Сканди Нептун. Когда весь кабель окажется на катушке, его отвезут на месторождение Орген Ланге и соединят пункт управления с 4 подводными платформами.
Но пока надо подготовить дно. Дно Северного моря - опасное место. Строители самого длинного в мире трубопровода столкнутся с массой трудностей.
8000 лет назад 2 части нынешней территории Норвегии, каждая размером в 300 км2 рухнули в море и вызвали мега цунами. Оползень, который в Норвегии назвали Стурегга, вызвал огромный шлейф в этом районе океана. Газовое месторождение Олмен Ланге находится на краю Стурегги, оставленным оползнем. Этот оползень образовал горы с вершинами от 25 до 50 м.
Подводные изыскания показали, что дно здесь не ровное и все в трещинах, но все зыбкие отложения давно исчезли. Скалистое дно более чем стабильно. Разрушить его сможет только новый ледниковый период. Это исследование дало инженерам дополнительную информацию об исследовании морского дна и пути, который придется расчистить для трубопровода между подводной буровой установкой и сушей. Сначала надо построить трехмерную модель морского дна и найти самый легкий путь.
Сделать все, чтобы не повредить рифы
Рыболовство в Северном море - это огромная отрасль, компания Hydro должна позаботиться о том, чтобы не повредить рифы, где кормятся рыбы и работают рыболовецкие суда. Но озабоченность вызывает не только угроза экологии, но и суше, где строят один из крупнейших в Норвегии газовых заводов. Конечной точкой на суше станет маленький островок Госсен и поселок Нюхамна.
Судьба поселка изменится навсегда, так как в рамках проекта разработки месторождения Ормен Ланге здесь разведут крупный перерабатывающий завод. Некогда глухой уголок Норвегии превратится в оживленный промышленный центр. Здесь природный газ с месторождения Ормен Ланге будут превращать в топливо. Для этого придется вывезти с острова более 2млн м2 камня и доставить на него более 30 тыс т стальных конструкций.
Маленький поселок очень быстро становится самой оживленной площадкой Норвегии. Ежедневно здесь трудится более 2,2 тыс рабочих, которые возводят на скалистом берегу завод. Готова рабочая столовая, в которой одновременно могут питаться 1 тыс человек. Каждый вечер рабочие отправляются в гостиницу. Продолжительность их проживания в ней за время осуществления проекта составит 1 млн чел/суток, но, когда перерабатывающий завод будет запущен, гостиницу снесут.
Создана трехмерная модель завода. Инженеры имеют возможность виртуально ходить по нему до начала и во время строительства. Воспроизведен каждый болт, каждая металлическая деталь. Учитывая летучесть газа, все должно быть сделано строго по плану.
Завод будет отличаться большой производительностью. Всего за 10 минут природный газ будет проходить по трубам и превращаться в топливо, готовое к поставке в Великобританию. Газоперерабатывающее оборудование доставляют на остров судном, затем краны грузят его на большую транспортировочную платформу. Эта дистанционно управляемая махина имеет 48 осей и 96 колес. Она уверенно перевозит тысячи компонентов для строительства завода. Здесь, на суше рабочие работают непосредственно руками, но, когда работа ведется в море, они меняют гаечные ключи на джойстики. Вся работа под водой выполняется при помощи ПАДУ - начиная с укладки труб, заканчивая подъемом груза, поэтому для управления ими нужно много таких аппаратов и людей.
В этом складе находится бассейн, предназначенный для тренировок персонала, работающего в море с ПАДУ. Здесь воспроизводятся реальные ситуации, которые возникают при работе с дистанционным управлением. Необходимы специальные навыки для управления стрелой крана с расстояния в 1 тыс м. Многочисленные камеры позволяют операторам видеть происходящее. После интенсивной подготовки операторы ПАДУ отправляются в море, где их ждет ответственная работа без права на ошибку.
Это устройство для оконцевания трубы. Большая машина для простой работы. Она соединяет подводную платформу или газовую скважину с трубопроводом Ормен Ланге. Устройство длиной 35, шириной в 30 м и весом в 350 т спускают на километровую глубину на морское дно. Там инженеры собирают его по частям. Эти части или модули обеспечивают надежное соединение подводной платформы с трубопроводом, доставляющим газ в Нюхамну. Все соединения на этой глубине совершают подводные аппараты дистанционного управления (ПАДУ). Но до начала работ систему необходимо проверить.
Томас Берндт, руководитель подводных работ
«Мы проверяем, проверяем и проверяем. Мы покинем этот зал, когда будем на 100% уверены, что соединение будет прочным, что утечки не будет. Утечка в открытом море на глубине в 850 м при огромных объемах газа - это катастрофа, которую мы не должны допустить».
Они отрабатывают спуск модуля и проверку соединений трубопровода, по которому будут перекачивать 70 м3/сутки газа. Они тренируются на точной модели оборудования, которую они опустят на морское дно. В это вложены большие деньги, но эти деньги потрачены не напрасно. Стальная решетка защищает распределительный модуль от предметов, которые могут упасть в воду с буровых и рыболовецких судов. Когда газ поступает в трубу, она расширяется.
Небольшое расширение допустимо, но инженеры предполагают, что трубопровод Ормен Ланге расширится по всей длине на целый метр и этого достаточно, чтобы его разорвать. Проблему решили при помощи соединителя, который движется вперед-назад по рельсам. Это предотвратит расширение трубы и обеспечит по ней движение газа.
Прокладка кабеля подводной платформы к центру управления
А пока инженеры заняты оползнем Стурегга и пытаются проложить кабель от подводной платформы к центру управления за 120 км. Для этого им придется найти путь среди неровностей дна, образовавшихся вследствие оползня. Решено построить мобильный и мощный подводный экскаватор, способный справиться с этой задачей, задачей крайне сложной. Так появился паук. Машина, ставшая его прообразом, была построена для швейцарской лесной промышленности, как и его прообраз, паук - самоходная машина с шарнирными опорами. Его задача - прорыть 6 траншей под водой на глубине до 1 тыс м. Самая большая траншея будет иметь глубину и ширину 4 м.
Один паук оснащен мощным ковшом, способным отбросить трехтонную глыбу. Другой паук имеет всасывающее сопло. Мощные водометы разрезают дно, сопла всасывают грунт и отбрасывают его в сторону. Паукам придется работать на склонах до 35о. На всех движущихся частях установлены датчики, соединенные со стабным шлангом с вспомогательным судном, которое находится под машинами и следит за ходом работ. Составной шланг включает себя кабели питания и контроля, позволяющие операторам управлять 6 метровым пауком с точность до 10 см на расстоянии в 1 тыс м. Подобным образом такие сложные мобильные роботы используются впервые. В общей сложности этим двум землекопам-чемпионам удается переместить 3,5 тыс м3 грунта и создать безопасный путь для газопровода.
Лангелед, который протянется на 1,2 тыс км от Норвегии до Великобритании, будет самым большим подводным газопроводом в мире. Для его сооружения требуется около 30% мировой индустрии строительства трубопроводов, более 1 млн т стали. Стоимость контракта на строительство трубопровода составляет колоссальную цифру - 700 млн долл США. В Лангелед используются трубы диаметром больше 1 м. Каждый отрезок трубы должен выдерживать давление в море более 40 лет. Каждая труба имеет длину в 12 м и вес 10 т. К этому еще добавляют на 10 т бетона и металла, чтобы труба лежала на дне неподвижно.
Чтобы соединить берега Норвегии и Великобритании необходимо 100 тыс стальных труб. А также более 1 млн т бетона и 25 тыс т стали для укрепления трубопровода.
Роберт Пэйн отвечает за целостность строящегося трубопровода.
«Каждый отрезок трубы весит 20 т: 10 т стали, 10 т бетона. Бетон закрепляется при помощи металлической сетки. Труба имеет очень большой объем. Оказавшись на дне, она сможет всплыть благодаря воздуху, которым она заполнена, а бетон удерживает ее на дне».
Каждая из 100 тыс труб нумеруется при выходе из завода, каждая должна занять свое определенное место на трассе газопровода.
Пока специалисты роют траншею на крутом склоне Стурегги, рабочие готовят часть трассы от вершины оползня до берега. Инженеры изучают, где, как им кажется, можно уложить трубу в траншею, вырытую в песчаном дне, но им открывается неприятная картина: песчаное дно оказывается глиной ,твердой как бетон. Нужен новый траншеекопатель, чтобы проложить траншею шириной в 7 м и глубиной в 5 м. В отношении ширины допустимая погрешность составляет 50 см, а глубины - всего 10 см.
На дно опускают единственный в мире гибридный глинорезный аппарат. Чтобы пробить в глине траншею, он использует 24 водомета с изменяемым углом наклона. Над дном зависает четырехтонный водометный винт. Он приводит в движение огромную массу воды и направляет ее под большим давлением на дно, а также очищает траншею от остатков глины. Специальные устройства, установленные на дне, передают трехмерные изображения выполняемых работ на судно управления. Операцию контролирует ПАДУ. Он следит за тем, чтобы размеры траншеи соответствовали техническим требованиям.
Наконец, эта битва завершается победой. Но, когда начинают укладывать трубопровод на дно, все же возникают проблемы. Рельеф морского дна в северной Атлантике очень неровный, более 1 тыс км газопровода между Норвегией и Великобританией пройдет по такому дну. Оно такое неровное, что на него будут опираться лишь небольшие части тяжелых труб. Возникнут так называемые свободные пролеты - явление нежелательное. Это значит, что неподдерживаемые части трубы могут прогнуться, сломаться под собственным весом и вызвать экологическую катастрофу. Нужно попытаться выровнять дно, где пройдет трасса. Если нельзя выровнять дно, убрав с пути выступы, можно заполнить пространство между ними камнями или другим материалом.
Трассу водопровода выравнивают гравием, укладывая его на дно. Гравий загружают в грузовые отсеки этого судна, который доставит его туда, где надо выравнивать дно. Судно может перевозить более 9,7 тыс т гравия. В том месте, где пройдет трубопровод, гравий укладывают с помощью эластичной трубы. Компьютер создает трехмерную модель дна и тех мест трассы, которые можно засыпать гравием. Это дает возможность укладывать гравий с большей точностью.
Контроль проведения работ
При работе на таких глубинах возникает проблема с возможностью контроля. От места проведения работ до базового судна - огромное расстояние. Необходимо выровнять дно и положить на него трубопровод. Еще одна сложность состоит в том, что выравнивание необходимо производить непосредственно перед укладкой трубы, потому что после того как вы уедете, матушка-природа постарается все вернуть на свои места. Вы возвращаетесь через 2 недели и обнаруживаете, что был шторм, и дно, которое вы с таким трудом выровняли, снова чем-то завалено, то есть вся работа пошла насмарку.
Укладка трубы - сложнейшая работа. Готовые трубы грузят на транспортное судно, которое доставляет их на трубоукладочную баржу LB200. Эта баржа длиннее 2 футбольных полей - огромный плавучий сварочный цех, который должен работать с военной точностью. Во всем мире существует 3 судна такого типа, и здесь компания Hydro использует 2 из них.
Рабочий
«Трассу трубопровода исследовали до нашего приезда. У нас есть ПАДУ, который следит, как труба опускается на дно. Мы идем заранее определенным курсом».
Эта баржа работала в Средиземном море, Мексиканском заливе и у побережья западной Африки. Но это ее самое главное задание - миссия исторического значения. Начавшийся процесс укладки трубы остановить нельзя ни по причине погоды, ни по причине несчастного случая. Трубопровод укладывается как сплошная труба, которую опускают с судна на морское дно. Если судно слишком долго задержится на одном месте, тяжелая труба сможет его проломить.
Баржа проходит 4 км в день. Трубы необходимо подвозить непрерывно, причем в таком порядке, в каком они должны быть соединены и уложены на дно. 10 тыс секций труб сваривают одну с другой и укладывают в заранее определенном порядке. Их перемещает кран 3-4 раза, потом они проходят через 15-20 сварочных постов и участков покрытия. Секции труб доставляют на сборочный участок LB200.
Здесь сварщики разделены на бригады. Их задача - сваривать трубы в так называемые двухтрубные плети длиной по 24 м. Это очень ответственная работа, трубы надо сварить так, чтобы потеря газа была полностью исключена. Сборочная линия должна работать с постоянной скоростью. При помощи видеокамер, установленных снаружи и внутри, инженеры наблюдают за ходом операции. Идеи, лежащие в основе, очень просты: все должно быть надежным, все должно работать каждый раз и с первого раза. Но сам инженерный принцип очень прост.
Следующий этап сборки - соединение короткой линии трубы с основным трубопроводом. Поднятая из недр судна, она опустится на дно моря. Это необычная сварочная операция, в процессе задействован сварочный аппарат с 8 сварочными головками на каждом посту. После 7 минут работы сварочного поста работу проверяет ультразвуковой аппарат. Если обнаруживается дефект, то он должен быть немедленно устранен до перемещения к следующему посту. Процесс не может останавливаться. Процесс не должен останавливаться, соединение должно быть безупречным, потому что на этом этапе секции труб свариваются навечно.
Сборочной линией управляют рабочие из 30 стран, работа ведется круглосуточно, сборочная линия работает без остановок. Рабочие должны ежедневно собирать по 3-4 км трубопровода и укладывать их на дно.
За сваркой трубы следует последний этап - изоляция открытого металла. Он покрывается защитным пластиком - без этого стальная труба покрылась бы коррозией в морской воде. Наступает самый ответственный этап операции - спуск трубы на дно моря. Место соединения с секцией труб покрывают пенопластом, чтобы защитить сварной шов во время спуска.
Палуба очищена, и трубу можно опускать на дно. Натяжное устройство захватывает трубу и удерживает ее на месте, когда она соскальзывает с баржи. Оказавшись в воде, труба начинает прогибаться. Нагрузке подвергается вся часть трубопровода, висящая под судном. Без правильного распределения нагрузки трубу можно было бы разорвать. Труба сходит с баржи и принимает форму буквы S. Она сходит с кормы баржи и на некотором расстоянии ложится на дно. Такая форма необходима для того, чтобы труба не сломалась под собственным весом.
За время спуска трубы баржа проходит ровно 24 м. Выполняя такую работу, LB200 способна укладывать более 100 км/месяц трубопровода в том случае, если путь чист. Но очистка путей трубопровода - сложный процесс.
В этой части трубопровода глубина траншеи должна составлять 2 м, и в ход пускают траншеекопатель SASL. Это BPL2, его используют для рытья траншей на небольших глубинах. Он опускается на дно, на трубу диаметром более метра, и приподнимает ее.
Судно на поверхности тянет его вперед, и образуется траншея шириной в 5 и глубиной в 2 м. За ним следует BPL2, который засыпает траншею и покрывает трубу защитным слоем песка. На ранней стадии разработки проекта инженеры решили направить газ с месторождения Ормен Ланге на перерабатывающий завод в Нюхамне и построить еще один трубопровод длиной в 1,2 тыс км до Великобритании. На отметке в 600 км нитка газопровода разрывается и соединяется с райзерной платформой Слейпнер.
Платформа Слейпнер - своего рода стыковочная втулка для отслеживания ежедневной перекачки в Великобританию объема в 70 млн м3 газа. Но при присоединении трубопровода к платформе возникает ряд серьезных проблем. Подводные роботы совмещают трубопровод и соединительные трубы, спускающиеся с платформы. Мощный подводный кран устанавливает их на место, но, когда они стыкуются, становится очевидно, что технологии, которая могла бы заменить человека на последней стадии соединения, не существует, поэтому сварщики становятся водолазами.
Водолазы перемещаются по рабочему месту в водонепроницаемых модулях и проводят на дне сварочные работы. Прежде, чем спустят сварочное оборудование для соединения секций труб, их края необходимо обрезать и обработать. Подводную сварочную камеру опускают на дно и устанавливают на место точно над трубой диаметром в 1 м. Камера закрепляется на трубе и герметизируется. Камера заполняется воздухом, который вытесняет из нее воду.
Наверху руководитель водолазных работ с помощью видеокамер наблюдает за подводными сварщиками, готовый в случае опасности принять необходимые меры. Водолазы перебираются из модуля в подводную сварочную камеру. В этой камере сварщики-водолазы совершают последнее постоянное соединение. Это сложная и опасная операция. Сварщики находятся в тесном пространстве на глубине в 72 м. Если что-то случится, спастись им не удастся. После каждого шва инженер, находящийся на судне, может с помощью монитора проверить качество работы. Сваривается последний шов.
Британский поселок Изингтон соединен с платформой Слейпнер на полпути до Норвегии. Это первая из многих подводных сварок, при помощи которой соединят все трубы, по которым пойдет газ. Предстоит проложить еще 600 км трубопровода, но это соединение является свидетельством большого успеха.
В 500 км от берега обнаружены загадочные обломки корабля, обойти их невозможно. Обломки лежат прямо на пути газопровода. Инженеры вынуждены приостановить работы. Они ищут другие пути, но топография дна не позволяет обойти обломки или пройти под ними, придется пробиваться через них. Но прежде чем это сделать, они хотят изучить обломки, чтобы найти как можно больше артефактов. Сложность заключается в том, что обломки лежат на глубине в 200 м и недоступны археологам-дайверам.
Маре Ксъесинский, профессор в области морской археологии.
Обломки, лежащие в 500 км от порта, предложили исследовать его группе. Они принимают предложение Ормен Ланге и используют для раскопок дистанционное управление. Эти аппараты становятся для археологов инструментами нового поколения. Но водометы Па Ду мешают поднимать со дна ил, который мешает осматривать место кораблекрушения. Археологи придумывают способ перемещать ПАДУ без водометов.
ПАДУ опускают на стальную раму, которая расположена над местом кораблекрушения. Шестерни и блоки четко контролируют движения аппарата, и археологи могут заняться раскрытием тайны этого кораблекрушения. Они делают удивительные находки - обнаруживают предметы 18 века из Азии, Средиземноморья и со всей Европы. Подводный аппарат поднимает со дна неоткрытые бутылки вина, блюда и монеты.
Тем временем в Нюхамну уже поступает природный газ с месторождения Ормен Ланге, и с ним надо работать. То, что выходит из газовой залежи и попадает в трубопровод - нечистый газ, в нем большие обломки грунта, который называют конденсатом. Конденсат, движущийся по трубопроводу, таит в себе большую мощность. Достигнув перерабатывающего завода, находящегося на берегу, он может взорваться как жидкая бомба, он может ворваться на завод на большой скорости, выйдя на заводе, он может его уничтожить.
Эту задачу можно решить, построив ловушку для конденсата - лабиринт из труб и фильтров. Этот монстр весом в 10 тыс т встретит обломки и задержит их на пути к заводу в Нюхамне. Инженерам приходится бороться с миллионами м3 конденсата. Все крупные производители газа сталкиваются с конденсатом - ценным источником сырья, который можно превратить в другие виды энергии.
Сложность заключается в их хранении и перевозки. Это можно решить с помощью пещер в норвежских горах. Этот естественный резервуар может принять 230 тыс м3 конденсата. Инженерам нет необходимости покрывать чем-либо стены пещеры. Давление окружающей воды не выпускает токсичные осадки за пределы этих стен. Раз в 4 дня пещеры просушиваются и отсюда вывозят 24 тыс м3 конденсата. Этот жуткий продукт - настоящее жидкое золото, которое можно превращать в другие виды топлива и поставлять на международный рынок.
Строительство завода в Нюхамне завершено, и к газовому месторождению Ормен Ланге за 1,2 тыс км от берега прокладывается последний участок трубопровода. Для работы в этом районе требуется специальное судно. Оно может маневрировать в ограниченном пространстве, продвигаясь метр за метр к газовому месторождению Ормен Ланге.
Здесь, возле месторождения Ормен Ланге - граница, за которую этот отшельник не способен укладывать трубы, дальше он пройти не может. У вершины оползня Стурегга он заканчивает свою работу.
Это наиболее ответственная часть проекта. Для работы в условиях сложного рельефа, образовавшегося в результате оползня Стурегга, требуется специальное судно-трубоукладчик. Это S700, бывшее крановое судно. На его кормовой палубе установили 130-метровую башню. Она выше 33-хэтажного здания. Это целый плавучий завод. Судно такое большое, что, глядя на него, легко можно забыть, что оно находится в Северном море в 100 км от берега.
20 тыс труб сваривают по 4 секции. 48-метровую трубу поднимаю на 130 метровую башню и опускают к трубопроводу. Здесь ее приваривают к трубопроводу, а затем осторожно соединяют с натяжными устройствами и вертикально опускают с судна в воду. Вся операция продолжается в течение 1 месяца. Подводная платформа соединена с Нюхамной. Закончив работу над последним звеном, инженеры совершили то, что казалось невозможным - проложили супергазопровод по морскому дну с самым сложным в мире рельефом.
Но будет ли этот супертрубопровод жизнеспособным, несмотря на то, что он стал величайшим скачком в технологии подводного строительства. Примененные здесь технологические новшества могут быть в дальнейшем использованы при разработке северных газовых месторождений. К тому времени, когда этот газопровод выйдет на нужную мощность, армия водолазов-сварщиков и рабочих уже переберется на другие стройки, оставив позади супертрубопровод, спрятанный в глубинах Северного моря.